человек – художественный образ, предмет труда – это все виды искусства (актеры, художники, музыканты, журналист, фотограф).
Педагог – это общий термин для обозначения лиц, занимающихся различными видами образовательной деятельности.
Для более глубокого проникновения в суть педагогической профессии следует обратиться к этимологии слова «педагог».
Этот термин возник в Древней Греции (VI – IV в.в. до н.э.) дословный перевод с греческого paidagogos –детоводитель
paidagogos - pais (paidos) - дитя + ago - веду, воспитываю.
Какое явление обозначалось этим термином?
В 6-4 в.в. в античной Греции в городах-полисах возникли первые школы. В Древней Греции педагогом называли специального раба, который присматривал за детьми свободных граждан, получавших сначала домашнее воспитание (до поступления в школу), и который потом в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу.
Т.о. в термине педагог заключен смыл – вести, сопровождать ребенка.
Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. В мире профессий она занимает особое место.
В современном толковании: педагог - специалист, занимающийся воспитательной и преподавательской работой как профессией.
В педагогической профессии можно выделить различные педагогические специальности.
Специальность – вид занятий в рамках одной профессии.
По каким критерием можно определить (дифференцировать) педагогические специальности?
Основанием дифференциации педагогических специальностей является специфика объекта и целей деятельности специалистов данной группы.
Обычно выделяют 4 основания, оформим их в виде таблицы.
Одно из оснований - это возрастные периоды развития личности, отличающиеся в том числе выраженной спецификой взаимодействия педагога с развивающейся личностью (дошкольный, младший школьный, подростковый возраст, юность, зрелость и старость).
Другим основанием дифференциации специальностей данной группы являются различные предметные области знаний, науки, культуры, искусства, которые выступают в качестве средства взаимодействия (например, математика, химия, экономика, биология и др.).
Следующим основанием для дифференциации специальностей педагогического профиля служат особенности развития личности, связанные с психофизическими и социальными факторами (нарушение слуха, зрения, умственная неполноценность, девиантное поведение и др.).
И еще одно основание для дифференциации специальностей – тип учреждения.
от возраста воспитанников |
от предмета, обеспечиваюшие знания |
от особенностей психического, физического и социального развития |
от типа учреждений |
-воспитатель д/с -учитель нач.шк -учитель ст. классов -пр-ль колледжа -пр-ль ВУЗа -андролог |
-учитель нстории -учитель МХК |
-логопед -социальный педагог -педагог-психолог -дефектолог -сурдопедагог -тифлопедагог |
-воспитатель ДОУ -учитель школы -педагог доп.образования -педагог професс. образования |
Все эти специалисты осуществляют профессиональную педагогическую деятельность.
Педагогическая деятельность – это вид деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование, развитие.
Но только ли педагоги-профессионалы решают эти задачи?
Педагогическая деятельность |
|
профессиональная |
непрофессиональная |
Профессионалы имеют специальную подготовку. Основными видами профессиональной педагогической деятельности являются преподавание и воспитательная работа. |
Родители могут ориентироваться на: - опыт воспитания в своей семье, - интуицию, жизненный опыт, - опыт воспитания в семьях друзей, - информацию, полученную из книг, журналов, ТВ передач, интернет-источников и.т.д. Главное в семейном воспитании - понимание ребенка, доверительные отношения, взаимопривязанность, духовная близость. |
Когда же появилась пед. деятельность, пед.профессия?
2. ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПЕД.ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И ПЕД.ПРОФЕССИИ
Корни пед.деятельности уходят в глубокую древность.
Материалы археологических раскопок. данные этнографии позволили ученым сделать предположение, что воспитание начало складываться в период перехода первобытного человека от животнообразных форм деятельности к собственно трудовой.
В течении огромного исторического отрезка времени воспитание шло естественным путем в ходе житейских отношений старших и младших
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.