основании определенных нами позиций, возникает еще одна проблема – проблема проектирования учебной деятельности младших школьников. Вопросам проектирования посвящено большое количество работ зарубежных и отечественных ученых (В.И. Воропаев, Ю.В. Громыко, Е.И. Машбиц, А.Н. Моисеев, Д.А. Новиков, А.И. Панов, В.Е. Радионов, В.И. Слободчиков, В.Д. Шапиро, Дж Джонс, Дж. Дьюи, Г. Саймон). Целенаправленная, осознанная, теоретически обоснованная инновационная деятельность педагога основывается на теоретических положениях проектирования (М.В. Кларин, В.С. Лазарев, А.М. Моисеев, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.) В представленном аспекте, при исследовании, проектирование рассматривается как особый вид педагогической деятельности, при осуществлении которой необходима поэтапная и взаимосвязанная реализация всех звеньев учебной деятельности младших школьников, предполагающая в качестве основного результата развитие личности ребенка. В связи с этим проектирование учебной деятельности младших школьников ставит перед собой двухуровневые задачи: выявить условия организации деятельности педагога и условия организации деятельности ребенка, при которых он (ребенок) выступает как субъект своей собственной деятельности, в данном случае - учебной.
Именно от учителя зависит степень субъектности учащегося на определенных этапах учебной деятельности, именно он определяет цели, содержание деятельности предлагает или подводит к способам решения поставленных учебных задач. О.С. Анисимов отмечает, что «поскольку сам обучаемый не имеет сколько-нибудь определенных способов своего изменения и развития, не может выступить в качестве целенаправленного преобразователя себя, эту функцию реализует педагог. И лишь вторично, благодаря возникновению и реализации потребности самоорганизации в обучении, в передаче функций педагога обучаемому, возникает учебная деятельность…» [1, c. 5]. При этом роль учителя как «простого источника знаний, справочной книги или словаря, учебника или демонстратора…» [2, c. 39] «…все больше сходит на нет, и всячески замещается активной энергией ученика, который везде и всюду должен сам искать и добывать знания…» [2, c. 39], то есть в данном случае учащийся выступает полноценным субъектом учебной деятельности.
Предлагаем интегративную модель учебной деятельности в условиях вариативности начального общего образования, направленную на формирование компонентов учебной деятельности младших школьников. При этом мы считаем целесообразным выделить модульные компоненты учебной деятельности.
Мотивационный модуль. Выделяя формирование мотивационной основы в качестве первого этапа в теории поэтапного формирования умственных действий, П.Я. Гальперин отмечал, что «… влияние мотивации – это вещь деликатная, легко не обнаруживается, но, в конце концов, дающая о себе знать самым роковым образом» [3, c. 195]. Переход на более высокие уровни внутренней мотивации через формирование социальных и познавательных мотивов возможен при целенаправленном систематическом мотивировании учащихся со стороны педагога к учебной деятельности.. Мотивировать учащихся к учебной деятельности – значит затронуть их важные личные
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.