Стандартизация: Методическая разработка для практических занятий по курсу "Общественное здоровье и здравоохранение"

Страницы работы

6 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Методическая разработка для практических занятий по ОЗ и З для студентов факультета ВСО заочной формы обучения

Тема: Стандартизация.

Цели занятия: Учебная.

1.Понять значимость, сущность и практическое применение методов стандартизации.

2. Знать: прямой, косвенный и обратный методы стандартизации.

3.Уметь проводить расчеты стандартизированных коэффициентов.

4. Предварительный контроль знаний.

4.1 Всегда ли общие показатели статистической совокупности отражают истинную частоту явлений? Если да, то приведите примеры. Если нет, то так же приведите примеры.

4.2 Как предварительно модно провести оценку, что в двух и более сравниваемых статистических совокупностях общие и систематические  коэффициенты не отражают истинную частоту явлений;

4.3 Стандартизированные коэффициенты замещают общие и специальные коэффициенты совокупности, а вернее они равноценны им.

4.4 Можно ли проводить сравнительный анализ по стандартизованным значениям (коэффициентам)? Если да, то какой можно сделать вывод. Если нет, то почему?

4.5 Когда и при каких условиях применяется прямой метод стандартизации?

4.6 Когда и при каких условиях применяется косвенный метод стандартизации?

4.7 Когда и при каких условиях применяется обратный метод стандартизации?

5. Основные понятия темы.

6.Практическая работа.

Задачи:

7. Задание на дом.

8. Литература.

Статистика не ограничивается расчетом общих и специальных показателей ( коэффициентов) для характеристики общественного здоровья. Статистическая оценка общественного здоровья завершается сравнительным анализом и выводами.

Сравнительный анализ показателей общественного здоровья начинается с оценки возрастно-половых структур явлений, и соответствующих. численности возрастно- половых составов населения. Оцениваются явления (заболевшие, умершие, ставшие инвалидами и т.д.), по возрастно-половым признакам в двух или более сравниваемых совокупностях.

Предварительный сравнительный анализ, часто выявляет:

1.  Сравниваемые статистические совокупности по количественным и качественным показателям (коэффициентам) хотя и однородны, но существенно отличаются по количественным показателям.

2.  Сравниваемые статистические совокупности  имеют сходную возрасто-половую структуру, но из-за существенных отличий как бы нивелируют истинную частоту явлений в сравниваемых совокупностях

3.  С учетом  указанного становится понятным ,что проводить сравнительный анализ по значениям общих коэффициентов без предварительной статистической обработки не представляется возможным. При этом нужно помнить, что значение общего коэффициента одной совокупности сравнивается и оценивается только со значением общего коэффициента другой совокупности, а значения специальных (возрастно- половых) коэффициентов сравниваются с аналогичными коэффициентами в совокупностях.

При сравнительном анализе деятельности лечебно-профилактических учреждений (итоги лечения, средние сроки лечения, больничная летальность и т.д.) Так же приводят предварительный анализ, по указанной выше схеме. Если явления и количественные различия незначительные, то сравнительный анализ проводят без статистической обработки, т.е. стандартизации.

Нужно иметь ввиду, что сравнительный анализ становится затруднительным еще и потому, что иногда известны не все показатели продуцирующих сред и явлений. Иногда известны абсолютные числа явлений или специальные коэффициенты и не известна численность населения по возрастно-половому составу. Часто сравниваемые показатели общественного здоровья клинические и лабораторные данные вызывают сомнения и недоверие.

Во всех указанных случаях для сравнительного анализа применяются статистические приемы с помощью которых рассчитываются стандартизованные коэффициенты. Этот прием в статистики носит название- метод стандартизации.

Существуют три метода стандартизации в зависимости от имеющихся статистических данных.

1.Прямой метод стандартизации.

Его применяют, когда в сравниваемых совокупностях известны возрастно-половые составы населения и повозрастные (специальные) коэффициенты, а так же абсолютные числа явлений.

Расчет стандартизованных коэффициентов предусматривает 4 этапа статистических действий.

Первый этап: Составы населения распределяются по возрастно-половым группировкам в зависимости от имеющихся учетных признаков  (возраста, пола, числа родившихся, лечившихся, умерших) в сравниваемых совокупностях. Если имеются только абсолютные числа явлений, то они переводятся в повозрастные коэффициенты.

Второй этап:  Выбор стандарта.

За стандарт среды можно принять всю численность или полусумму (1\2 численности) из каждого повозрастного состава населения. За стандарт можно принять повозрастную численность населения.

Третий этап: Расчет ожидаемых явлений в абсолютных величинах по данным повозрастных стандартизованных коэффициентов сравниваемых совокупностей.

Четвертый этап: Стандартизованные специальныекоэффициенты и стандартизованные общие показатели,  лиминируют (устраняют) количественные отличия повозрастных коэффициентов в сравниваемых совокупностях. Т.к. ставят их в равные условия. Отсюда стандартизованные  общие показатели становятся с противоположными значениями по отношению к общим и специальным показателям (коэффициентам) в сравниваемых совокупностях. Это свидетельствует о том, что проводить сравнительный анализ из сравниваемых совокупностей по значениям общих коэффициентов  не следует.

Похожие материалы

Информация о работе