Методическая разработка для студентов / преподавателей по теме: "Гигиена труда и охрана здоровья труда работающих"

Страницы работы

Фрагмент текста работы

КРАСНОЯРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ кафедра гигиены

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Для студентов / преподавателей по теме:

Гигиена труда и охрана здоровья труда работающих.

Красноярск 2001 г.

1.  ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ШУМА.

1.  Тема: Воздействие основных физических факторов  производственной среды на организм человека и меры защиты. Гигиеническая оценка шума.

2.  Актуальность темы: Борьба с шумом имеет не только медикобиологиеское, но и социально-экономическое значение в связи с тем, что интенсивный шум вызывает снижение производительности труда, качества работы, производит к нарушению здоровья.

3.  Цель занятия:

1.  теоретически ознакомиться с физиологической характеристикой шума как неблагоприятного фактора производственной среды;

2.  познакомиться с методами измерения, анализа, гигиенического нормирования шума на производстве;

3.  изучить методы и способы защиты от шума.

4.Контрольные вопросы:

1.  Определение шума с гигиенической точки зрения.

2.  Физическая характеристика шума /поглощение, отражение, дифракция, интерференция/.

3.  Единица измерения шума /дБ, Гц/.

4.  Частотная характеристика шума /постоянный, импульсный, низко, - широко, - средние, - высокочастотный/.

5.  Факторы, определяющие действие шума на организм человека.

6.  Влияние шума на орган слуха.

7.  Влияние шума на другие органы и системы. Понятие «шумовая болезнь».

8.  Методика измерения шума на производстве. Принцип работы прибора.

9.  Принцип гигиенического нормирования шума. ЦДУ постоянных и непостоянных шумов.

10.Защита от шума /снижение шума в источнике, звукопоглощение, звукоизоляция, средства индивидуальной защиты, медицинские мероприятия/.

5. Литература:

1.  Гигиена. / Под. Ред. Г.И.Румянцева- М.: Медицина, 2000г. , с.462-552.

2.  Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека./Под ред. Ю.П.Пивоварова.- М.: ВУНМЦМЗРФ, 1999г. с. 194-226

3.  Г.И.Румянцев Е.П.Вишневская, Г.А.Козлова. Общая гигиена.-М.: Медицина, 1985г., с. 354-425.

4.  А.А. Минх. Общая гигиена.-М.: Медицина, 1984г., с. 261-297.

5.  Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека. /Под ред. Ю.П.Пивоварова, О.Э.Гоевой , А.А. Волочко.-М.: Медицина, 1983г., с.140-186.

6.Г.И.Румянцев, М.П.Воронцов, В.И.Гончорук. Общая гигиена, М.: Медицина, 1990г., с. 196-214.

7.Лекции.

1.1.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ШУМА С ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ.

В настоящее время шум является одним из основных распространенных вредных факторов производственной среды. В результате научно-технического прогресса уровни шума на предприятиях в различных отраслях промышленности растут и в ряде случаев превышают допустимые нормы. Установлено, что шум понижает  работоспособность пи умственном труде - на 60%, а при физическом – на 20%. Шум приводит к снижению работоспособности, повышению заболеваемости, инвалидности и производственного травматизма. С гигиенической точки зрения шум – это совокупность беспорядочно сочетающихся звуков различной частоты и интенсивности, оказывающих неблагоприятное воздействие на организм, вызывающих нарушение здоровья, мешающих работе и отдыху.

1.2. ФИЗИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШУМА.

По физической сущности шум – это механические колебания частиц упругой  среды / газы, жидкости, твердого тела/. При этом звуком  называют регулярные периодические колебания, а шумом – непериодические, случайные колебательные процессы.

Основные характеристики звуков волн:

1.  Период / Т/ - время, в течение которого колеблющееся тело совершает одно полное колебание. Измеряется в секундах.

2.  Частота- число полных колебаний в течении одной секунды. Измеряется в герцах /Гц/. Частота определяет высоту звучания. Человеческое ухо воспринимает от 16 до 20000 Гц. Акустические колебания с этой частотой называю звуковыми, с частотой менее 16 Гц – инфразвуком, выше 20 Кгц – ультразвуком. В отношении верхней границы имеются возрастные особенности.     Дети слышат звуки от 16 до 20 Кгц ,       взрослые – до 13 – 10 Кгц., пожилые – до 10 Кгц. 

3.  Амплитуда колебания /А/ -  величина максимального отклонения колеблющегося тела  от положения равновесия. Амплитуда определяет величину давления и силу /интенсивность / звучания. Чем больше амплитуда – тем больше давление и громче звук.

4.  Скорость звука /С/ - измеряется расстоянием, на которое в течении одной секунды может распространиться колебательный процесс.

5.  Длина волны – это расстояние между двумя соседними сгущениями и разряжениями.  Длина волны связана простой зависимостью с частотой и  скоростью

    с       , где l-длина волны

l=f                 f-частота

c-скорость звука в среде распространения для воздуха

334м/с при t 20о С и нормальном атмосферном  давлении.

Звуковые волны обладают дифракцией, интерференцией, отражением и преломлением /поглощением/.

В помещении фронт волны наталкивается на его границы. При этом часть энергии передается через преграду /преломление/  и вызывает образование нового звукового поля с другой стороны преграды, а часть отражается от поверхностей, постепенно поглощаясь. Это приводит к удлинению звучания и называется реверберацией.

6.  Дифракция -  способность звуковых волн огибать препятствия . Наиболее выраженная дифракция у низкочастотных звуков, что важно при устройстве звукоизоляции.

7.   Интерференция – эффект сложения двух и более волн. Интерференция может способствовать как усилению /обе волны в фазе/, так и ослабление звукового давления  /обе волны в противофазе/.

1.3. ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ ШУМА.

Минимальная энергия звукового давления, способная вызвать ощущение слышимого звука, называется дорогой слышимости  и лежит в пределах 10      ВТ / кв.м..

Верхний предел слуха – порог болевого ощущения та наибольшая звуковая энергия, при которой нормальные слуховое ощущение переходит

Похожие материалы

Информация о работе