КРАСНОЯРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ кафедра гигиены
Для студентов / преподавателей по теме:
Гигиена труда и охрана здоровья труда работающих.
Красноярск 2001 г.
1. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ШУМА.
1. Тема: Воздействие основных физических факторов производственной среды на организм человека и меры защиты. Гигиеническая оценка шума.
2. Актуальность темы: Борьба с шумом имеет не только медикобиологиеское, но и социально-экономическое значение в связи с тем, что интенсивный шум вызывает снижение производительности труда, качества работы, производит к нарушению здоровья.
3. Цель занятия:
1. теоретически ознакомиться с физиологической характеристикой шума как неблагоприятного фактора производственной среды;
2. познакомиться с методами измерения, анализа, гигиенического нормирования шума на производстве;
3. изучить методы и способы защиты от шума.
4.Контрольные вопросы:
1. Определение шума с гигиенической точки зрения.
2. Физическая характеристика шума /поглощение, отражение, дифракция, интерференция/.
3. Единица измерения шума /дБ, Гц/.
4. Частотная характеристика шума /постоянный, импульсный, низко, - широко, - средние, - высокочастотный/.
5. Факторы, определяющие действие шума на организм человека.
6. Влияние шума на орган слуха.
7. Влияние шума на другие органы и системы. Понятие «шумовая болезнь».
8. Методика измерения шума на производстве. Принцип работы прибора.
9. Принцип гигиенического нормирования шума. ЦДУ постоянных и непостоянных шумов.
10.Защита от шума /снижение шума в источнике, звукопоглощение, звукоизоляция, средства индивидуальной защиты, медицинские мероприятия/.
5. Литература:
1. Гигиена. / Под. Ред. Г.И.Румянцева- М.: Медицина, 2000г. , с.462-552.
2. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека./Под ред. Ю.П.Пивоварова.- М.: ВУНМЦМЗРФ, 1999г. с. 194-226
3. Г.И.Румянцев Е.П.Вишневская, Г.А.Козлова. Общая гигиена.-М.: Медицина, 1985г., с. 354-425.
4. А.А. Минх. Общая гигиена.-М.: Медицина, 1984г., с. 261-297.
5. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека. /Под ред. Ю.П.Пивоварова, О.Э.Гоевой , А.А. Волочко.-М.: Медицина, 1983г., с.140-186.
6.Г.И.Румянцев, М.П.Воронцов, В.И.Гончорук. Общая гигиена, М.: Медицина, 1990г., с. 196-214.
7.Лекции.
1.1.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ШУМА С ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ.
В настоящее время шум является одним из основных распространенных вредных факторов производственной среды. В результате научно-технического прогресса уровни шума на предприятиях в различных отраслях промышленности растут и в ряде случаев превышают допустимые нормы. Установлено, что шум понижает работоспособность пи умственном труде - на 60%, а при физическом – на 20%. Шум приводит к снижению работоспособности, повышению заболеваемости, инвалидности и производственного травматизма. С гигиенической точки зрения шум – это совокупность беспорядочно сочетающихся звуков различной частоты и интенсивности, оказывающих неблагоприятное воздействие на организм, вызывающих нарушение здоровья, мешающих работе и отдыху.
1.2. ФИЗИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШУМА.
По физической сущности шум – это механические колебания частиц упругой среды / газы, жидкости, твердого тела/. При этом звуком называют регулярные периодические колебания, а шумом – непериодические, случайные колебательные процессы.
Основные характеристики звуков волн:
1. Период / Т/ - время, в течение которого колеблющееся тело совершает одно полное колебание. Измеряется в секундах.
2. Частота- число полных колебаний в течении одной секунды. Измеряется в герцах /Гц/. Частота определяет высоту звучания. Человеческое ухо воспринимает от 16 до 20000 Гц. Акустические колебания с этой частотой называю звуковыми, с частотой менее 16 Гц – инфразвуком, выше 20 Кгц – ультразвуком. В отношении верхней границы имеются возрастные особенности. Дети слышат звуки от 16 до 20 Кгц , взрослые – до 13 – 10 Кгц., пожилые – до 10 Кгц.
3. Амплитуда колебания /А/ - величина максимального отклонения колеблющегося тела от положения равновесия. Амплитуда определяет величину давления и силу /интенсивность / звучания. Чем больше амплитуда – тем больше давление и громче звук.
4. Скорость звука /С/ - измеряется расстоянием, на которое в течении одной секунды может распространиться колебательный процесс.
5. Длина волны – это расстояние между двумя соседними сгущениями и разряжениями. Длина волны связана простой зависимостью с частотой и скоростью
с , где l-длина волны
c-скорость звука в среде распространения для воздуха
334м/с при t 20о С и нормальном атмосферном давлении.
Звуковые волны обладают дифракцией, интерференцией, отражением и преломлением /поглощением/.
В помещении фронт волны наталкивается на его границы. При этом часть энергии передается через преграду /преломление/ и вызывает образование нового звукового поля с другой стороны преграды, а часть отражается от поверхностей, постепенно поглощаясь. Это приводит к удлинению звучания и называется реверберацией.
6. Дифракция - способность звуковых волн огибать препятствия . Наиболее выраженная дифракция у низкочастотных звуков, что важно при устройстве звукоизоляции.
7. Интерференция – эффект сложения двух и более волн. Интерференция может способствовать как усилению /обе волны в фазе/, так и ослабление звукового давления /обе волны в противофазе/.
1.3. ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ ШУМА.
Минимальная энергия звукового давления, способная вызвать ощущение слышимого звука, называется дорогой слышимости и лежит в пределах 10 ВТ / кв.м..
Верхний предел слуха – порог болевого ощущения та наибольшая звуковая энергия, при которой нормальные слуховое ощущение переходит
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.