Мы стали внимательно изучать все случаи проявлений юмора в детской проективной продукции (КАТе) и заметили тот факт, что юмор повторяется в проективной вербальной продукции у одних и тех же детей, даже если повторное тестирование происходит через 1-1,5 года. Рассмотрим примеры: мальчик И.П. в 7 лет, 8 карта КАТ, отрывок: «Жила-была семья обезьян. В этой семье были папа, мама, старший сын и младший сын. Старший сын всегда приставал к младшему. А младшему это не нравилось. У младшего сына была любимая картина — фотография бабушки, потому что он очень любил свою бабушку. А старший сын всегда давал ему вредные советы: «Никогда не вспоминай о бабушке!» Или: «Не уважай взрослых»... В 8 лет И.П. на 6 карту придумал (отрывок): «Жил-был тигр. Он очень был опасен и очень любил охотиться. Все звери его боялись. Но однажды он пошел охотиться, зацепился за лиану и повис. Тут прибежала обезьянка и спрашивает у него: «Почему ты здесь висишь, а не охотишься?»...
Единожды возникнув, феномен шутки в КАТе сохраняется; значит, в случайности есть и доля закономерности. Наша гипотеза заключается в том, что для детей юмор в вербальной продукции (в том числе и проективной) является средством компенсации неудовлетворенных потребностей, бессознательным преодолением эмоциональных проблем и способом достижения внутренней гармонии. Через юмористическое фантазирование дети в настоящем времени, здесь-и-сейчас достигают большей личностной свободы и целостности (обратите внимание на рисунок «Несуществующего животного» С.Е. 7 лет). Юмор становится как бы словесной игрой, санирующей и стабилизирующей душевный мир ребенка. Через юмор, то есть экзистенциально, психическая жизнь детей нормализуется. Через юмористическое осмеяние частично нейтрализуются психотравмирующие, психологически патогенные (неврозогенные) обстоятельства.
По-видимому, не случайно, что почти все (нами отмеченные) факты юмора в проективной продукции касаются детей не младше 7 лет. З. Фрейд писал, что «у ребенка нет чувства комизма... комическое чувство возникает в ходе душевного развития». Нами также подмечено, что очень маленькие дети не понимают смешного. Дети растут, развивается мышление, улучшается способность понимать, а затем и продуцировать юмор. Чтобы понять юмористической ситуацию, ее надо представить, соотнести с жизненным контекстом и найти несоответствие, делающее смешное смешным. Маленькие дети, живущие в мире эгоцентрической реальности («мир для меня») не замечают гротескности некоторых аспектов ситуаций. Они воспринимают все как должное и не видят утрированности.
Где-то в 1,5-2 года с бурным развитием речи и мышления, с накоплением некоторого опыта и представлений о мире к детям приходит умение видеть, слышать и понимать смешное. По нашему опыту, двухлетнему ребенку можно объяснись значение слова «юмор», и ребенок может сам понимать и смеяться над книгой с комическими картинками.
Однако в 2 года способность продуцировать, создавать словесно юмористические образы недостаточна. В 2 года образы гротескно-юмористические и образы фантастические детьми не различаются. Есть только ощущение, чувствование измененности, особого характера в передаче реальности.
Развитие познавательных процессов, особенно мышления, и созревание «Я» становятся той базой, на которой растет понимание юмора у детей и, главное, возможностей создавать в плане образов и речи смешное.
Развитые б-7-летние дети вполне способны «юморить», веселя себя и других.
При всей причинной близости спонтанного вечевого остроумия и юмора в КАТе у детей существуют и отличия в этих явлениях.
КАТ создан как перцептивный материал, обеспечивающий личностные проекции. Предполагается, что в случае контакта выражаются внутренние содержания.
Детский «бытовой» юмор также может касаться глубоко внутренних качеств человека и бессознательных аспектов коллективного психического (архетипов), разлитого в мире.
Но все же юмор в продукции КАТ более интимно-личностный. Это, можно сказать, юмор «для внутреннего пользования».
Дети менее, чем взрослые, ощущают факт проекции «Я» при работе с КАТ. У взрослых не-невротиков в ТАТе может возникнуть много психологических защит, даже при хорошем контакте, и это, в каком-то смысле, нормально. Отношения доверия психолога и клиента смягчают, но не устраняют вероятность работы психологических защит в проективных техниках. Причины лежат в природе психологических защит — бессознательной.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.