Физиолого-гигиенические основы политехнического и производственного обучения детей и подростков

Страницы работы

11 страниц (Word-файл)

Содержание работы

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Красноярская государственная медицинская академия

Кафедра гигиены

ЛЕКЦИЯ

ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.

Красноярск, 2001

Учебные цели:

Осветить физиолого-гигиенические основы трудового воспитания, обучения и профессионального образования учащихся. Показать значение политехнического обучения в оздоровлении условий школьного обучения и его влияние на общее развитие детского организма. Изучить гигиенические требования к содержанию и организации уроков труда, обеспечивающих оздоровительное влияние их на детей младших классов. Рассмотреть гигиенические требования к производственному обучению в и старших классах..

Воспитательные цели:

Формирование гигиенического мышления в вопросах трудового воспитания и обучения детского населения у врача-педиатра.

План лекции:

1.  Физиологические особенности у детей и подростков в вопросе трудовой деятельности.

2.  Требования к урокам труда в младших классах.

3.  Требования к урокам труда средних и старших классов.

4.  Принципы трудового обучения учащихся.

5.  Требования к школьным мастерским.

Физиолого-гигиенические основы политехнического и производственного

обучения детей и подростков.

Труд, будучи неотъемлемой частью единого педагогического процесса, как и учебные занятия, должен соответствовать возрастным особенностям и возможностям детей.

Посильный для детей и подростков физический труд оказывает оздоровительное влияние: улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышаются обменные процессы, укрепляется костно-мышечная система, повышаются выносливость, работоспособность, совершенствуется координация движений, появляются новые условнорефлекторные связи. Физический труд способствует более быстрому протеканию нервных процессов в коре больших полушарий.

Изучение умственной работоспособности учащихся с помощью корректурных проб показало, что после работы в столярной мастерской скорость выполнения задания повышается на 5-10%. У большинства учащихся наряду с увеличением скорости работы улучшалось и ее качество.

Благоприятное влияние уроков труда обеспечивается созданием условий для переключения с одного вида деятельности, преимущественно умственной работы, протекающей в относительно неподвижном состоянии, на другой вид деятельности – преимущественно физическую работу, при которой основную нагрузку испытывает двигательная сфера. Это создает предпосылки для снижения утомления. Занятия в школьных мастерских оказывают тренирующее воздействие на нервно-мышечный аппарат. Движения становятся более координированными, четкими, совершенствуются двигательные навыки и умения. Мышечная выносливость учащихся после уроков труда увеличивается на 13-22%.

Вместе с тем оздоровительное влияние физического труда возможно только при соответствии его как по характеру, так и по объему возростно-половым возможностям и состоянию здоровья учащихся, а также при соблюдении гигиенических требований к режиму трудового обучения и условиям его проведения.

Нормируются продолжительность уроков труда и характер выполняемой работы. Методически правильно построенный урок труда должен обеспечить более высокий уровень работоспособности школьников после этих уроков.

Длительный однообразный труд, которым нередко занимаются в учебных мастерских, особенно при выполнении таких операций, как опиливание, рубка, распиливание, сверление и др., не создает возможности для чередования работы различных групп мышц.

Это неблагоприятно сказывается на функциональном состоянии организма (нарушается регуляция физиологических функций, снижается уровень насыщения крови кислородом, ухудшается работоспособность учащихся) и способствует раннему утомлению. Однообразную работу необходимо чередовать с другими видами работы. Должно быть обеспечено правильное соотношение динамического и статического компонентов.

Степень физиологических затрат организма зависит от характера и тяжести трудовых операций.

Уроки труда для учащихся 1-4-х классов проводятся 2 раза в неделю по 45 минут. Общая длительность практической работы для учащихся 1-2-х классов не должна превышать 20-25 минут времени урока, для учащихся 3-4-х классов – 30-35 минут. Объяснения преподавателю не следует целиком давать в начале урока, целесообразно в процессе самостоятельной работы учащихся, после выполнения определенной части задания, объяснить следующий этап работы.. Учитывая, что у детей 6-9-летнего возраста такие двигательные качества, как выносливость, координация и точность движения рук, находятся в стадии развития, следует непрерывную длительность трудовой операции ограничить 5 мин. для учащихся 1-х классов, 5-7 мин. – для учащихся 2-3-х классов (работа с бумагой, картоном, тканью) и для учащихся 4-х классов – 10 минут при работе с бумагой, картоном, тканью и 4-5 минут при работе с деревом и проволокой.

Для учащихся 5-7 –х классов занятия трудом проводятся 1 раз в неделю в форме сдвоенных уроков. Структурой урока предусматривается теоретическая часть, практическая работа школьников, организованные перерывы в процессе самостоятельной работы и заключительная часть.

При проведении сдвоенных уроков объем работы на втором занятии не должен превышать объема работы, выполненной на первом уроке. В последние 15-20 минут второго часа занятий необходимо переключить внимание учащихся на более легкие работы, которые можно выполнять сидя. При такой структуре урока у учащихся отмечаются благоприятные физиологические показатели в процессе занятий. Исследования гигиенистов показали, что двухчасовые занятия в мастерских утомительны и недопустимы для младших классов.

Похожие материалы

Информация о работе