Физиолого-гигиенические основы политехнического и производственного обучения детей и подростков, страница 5

В зависимости от трудоемкости работ, степени засоренности поля, характера рельефа местности, состояния почвы и др. почасовая норма выработки также изменяется. Так, при прополочных работах с возрастанием в 3 раза засоренности зерновых и овощных культур норма снижается в 4 раза по сравнению со средней.

Выявлено неблагоприятное влияние высокой температуры воздуха на организм школьника при выполнении сельскохозяйственных работ. Так, после 3-4 часов работы в поле при температуре свыше 250С в 75% случаев обнаружены неблагоприятные функциональные сдвиги.

При нормировании труда школьников должны учитываться метеорологические условия. Начало сельскохозяйственных работ в разных климатических условиях устанавливается по согласованию с органами санитарного надзора, но не раннее 6 часов 30 минут и не позднее 8 часов утра, то есть в часы наименьшей инсоляции.

В местах работы желательно устраивать навесы, тенты, шалаши для защиты детей от инсоляции во время отдыха. Недопустимы длительные переходы пешком, продолжительная, однообразная работа в неудобной позе, подъем больших тяжестей, опасные виды труда (контакт с ядохимикатами, уход за больными животными и птицами, чистка шерсти животных сухим способом). Трудовые занятия должны чередоваться с туризмом, спортивными развлечениями, подвижными играми, водными процедурами, солнечно-воздушными ваннами, гимнастическими упражнениями.

При гигиеническом нормировании сельскохозяйственных работ имеет значение не только норма выработки, но и продолжительность рабочего времени. Физиолого-гигиенические исследования показали, что продолжительность работы для учащихся 5 класса должна быть не более 2 часов, 6 класса – 2-3 часа (3 часа при легкой работе), в 7-8 классах – не более 4 часов в день. Продолжительность труда учащихся 8-10 классов не должна превышать 4 часа в день при прополке огородных культур и 5 часов при подвязке винограда. Через каждые 45-50 минут следует делать 15-20 минутные перерывы.

При сельскохозяйственных работах, подростки сталкиваются с переноской тяжести. В этих случаях следует руководствоваться нормами, разработанными Научно-исследовательским институтом гигиены детей и подростков МЗ РФ (таблица 1).

Таблица 1

Норма переноса груза (в килограммах)

Возраст, годы

Юноши

Девушки

1

14

Не более 6

Не более 6

2

15

8,2

6,8

3

16

12

8,0

4

17

16,4

9,0

Перенос и передвижение тяжести подростками в пределах указанных норм допускается в тех случаях, если они непосредственно связаны с выполняемой подростками профессиональной работой и занимают не более 1/3 их рабочего времени.

Общий распорядок дня в летний период должен включать широкие оздоровительные мероприятия, увеличивающие благотворное влияние сельскохозяйственного труда на формирующийся организм подростка. Для этой цели в режиме учащихся, находящихся в течение дня в ученических бригадах или в учебно-опытных хозяйствах, предусматривается время на купание, дневной сон, двухразовое питание (обед и полдник), отдых.

Труд учащихся в летнее время в сельском хозяйстве по характеру отличается от учебной деятельности. Однако это работа сама по себе может вести к утомлению, поэтому она не должна занимать весь период каникул.

Изучение динамики функционального состояния школьников, которые в летние каникулы работали в ученических производственных бригадах, показало, что первый месяц сельскохозяйственных работ оказывал положительное влияние на функциональное состояние организма школьников. В течение второго месяца работы улучшение отмечалось лишь у 25,6% учащихся. При продолжении работы на 3 месяце у 64,8% школьников ухудшалось функциональное состояние организма.