Нормы выработки для школьников 14 лет не должны превышать 40 % почасовой нормы взрослых. Допуску учащихся к работе должен предшествовать инструктаж по технике безопасности. В процессе производственного обучения необходимо строго следить за соблюдением учащимися правил техники безопасности.
Производственное обучение учащихся выдвигает вопрос о нормах выработки. Предлагаются различные критерии установления норм. Для определения времени изготовления учащимися одной детали вводится поправочный коэффициент, который изменяется в зависимости от возраста и тренированности подростка. Предлагают при гигиеническом нормировании учитывать плотность рабочего времени. Для учащихся, работающих в общих цехах машиностроительных заводов и текстильных предприятий, при 6-ти часовой продолжительности работы наиболее благоприятной является плотность 60-75%. У школьников, работающих на конвейере по сборке часов, наиболее благоприятные сдвиги в функциональном состоянии центральной нервной системы отмечены при плотности рабочего дня 65-68%.
В системе трудового обучения немаловажное значение имеет трудовая практика учащихся на пришкольном участке и в сельском хозяйстве (в совхозах и колхозах). Формы этой работы различны: городские школьники во время выполнения сельскохозяйственных работ объединяются молодежные лагеря, сельские школьники – чаще всего в ученические производственные бригады. Работа в сельском хозяйстве положительно влияет на состояние здоровья учащихся и функциональное состояние организма. Однако положительное воздействие труда наблюдается только в том случае, если характер, объем и режим труда соответствует функциональным возможностям школьников. Изучение динамики функционального состояния учащихся 5-7-х классов при выполнении различных работ на пришкольном участке показало, что замена 1,5 часового активного отдыха на воздухе выполнением сельскохозяйственных работ физиологически не оправдано.
Установлено, что наибольшее напряжение функциональных систем вызывает выполнение таких работ, как вскапывание почвы и переноска тяжестей. Это позволило разделить работы по степени тяжести на 3 группы:
1. Тяжелые работы (вскапывание почвы, переноска тяжестей);
2. Работы средней тяжести (поливка вручную, прополка, прореживание, высаживание рассады);
3. Работы малой тяжести (рыхление почвы, сгребание травы и листьев).
При выполнении легких работ неблагоприятные физиологические реакции отмечаются в 13%, при работах средней тяжести в 26%, и при тяжелых в 42% случаев.
При выполнении одной и той же работы физиологические реакции у мальчиков и девочек различны.
У мальчиков 13-14 лет после выполнения работы первой группы реже наблюдаются снижения работоспособности и неблагоприятные типы реакций сердечно-сосудистой системы, чем у девочек того же возраста.
Школьникам 11-14 лет (мальчики и девочки) можно рекомендовать работы средней тяжести, но при условии рационального чередования работы и отдыха (через 45 минут работы 10-минутный перерыв). Виды работ, которые выполняются в неудобной позе (высаживание в грунт, прореживание, прополка), ведут к снижению активности мышц и утомительны для школьников. Если прополка проводится на втором часу занятий, то такая работа не дает оздоровительного эффекта.
Общая плотность рабочего времени должна составлять 50-70%.
Большое значение имеет вопрос о норме выработки учащихся работающих в сельском хозяйстве. В соответствии с положением нормирование выработки ученических бригад производится в процентах от почасовой нормы взрослых. Для учащихся 9-10-х классов норма составляет 75% почасовой нормы взрослых, для детей 7-8-х классов – 60%, 5-6 классов – 40 %. Имеется зависимость между плотностью нагрузки рабочего времени, производительностью труда и функциональным состоянием организма учащихся. Так, при выполнении сельскохозяйственных работ малой и средней трудоемкости наиболее благоприятные показатели функционального состояния отмечаются у школьников 9-10 классов при работе с плотностью рабочего времени 75-80%. Установлено, что в зависимости от характера труда плотность рабочего времени изменяется в пределах от 40 до 99%.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.