Севастьянова Т. В.,
Музыкальный руководитель
Составление текстов сказочного содержания
с детьми 6-7 лет по средствам музыки
Каждый музыкальный руководитель задумывается о том, какие новые формы он может использовать в своей работе. Сейчас педагог имеет возможность не только выбирать из многих программ наиболее для него интересную, но и сам проявлять свое творчество. Музыка является важнейшим средством воспитания, она обладает удивительной силой воздействия, и поэтому является одним из прекрасных и очень сильных средств для внутреннего развития ребенка. Сказка - это радость мышления;создавая сказку, ребенок утверждает свою способность к творческому мышлению. Таким образом объединение различных видов искусств всегда желательно: литература дает словесное описание действительности, а музыка воспроизводит ее в звуковых формах. Возникшие под воздействием музыки ассоциации представляют собой сложное художественно - познавательное явление. Дети, слушая музыкальное произведение , получают возможность более точно почувствовать литературный образ за счет близкой им по духу и эмоциональной окрашенности музыкальной трактовки. Главное, чтобы дети нашли визуальный и словесный образ, адекватный образу музыкальному.
Обучение сочинению сказок по средствам музыки можно разделить на этапы:
Первый этап
1. Знакомство с музыкальным произведением.
Это процесс познания, переживания и оценки музыкального произведения. Необходимо дать понять детям, что музыка имеет свой язык, свою музыкальную речь, что она умеет рассказывать, но только не словами, а звуками. Чтобы понять, о чем рассказывает музыка, нужно внимательно вслушиваться в ее звучание, учиться наслаждаться красочным музыкальным водопадом и уметь тонко различать каждую хрустальную струйку. Необходимо внимательно следить за тем, что происходит в музыке, от самого начала, до самого ее завершения, охватывая слухом звук за звуком, ничего не упуская из виду.
.2. Анализ музыкального произведения.
Анализ это процесс мыслительного разъединения чего-либо на составные части (ср.: «разбор», «разобрать»). Это справедливо и по отношению к анализу музыкального произведения: в процессе изучения его эмоционально - смыслового содержания, жанровой природы, мелодики и гармонии, фактурных и тембровых свойств, драматургии и композиции. Музыкально - аналитическую деятельность дети начинают с первой встречи с музыкой - сначала стихийно, а затем все более осознанно, внимательно вслушиваясь и глубоко вдумываясь в то, что они слышат. Учебный курс анализа призван последовательно и систематично обучать умению разбирать музыкальное произведение. Цель анализа - в раскрытии сущности музыкального произведения, его внутренних свойств и внешних связей. Музыковеды утверждают, что слушание музыки, направленное на восприятие ее характера, образов, требует напряженной работы сердца, ума, особого творчества. Надо дать детям возможность неоднократно прослушать музыкальное произведение, а потом дать возможность провести анализ : определить: форму, жанр, изобразительные, выразительные , ладовые, ритмические, темповые особенности, динамические оттенки, характер, смену настроений, смену чувств, эмоций, интонаций., понимание процесса развития образов, их взаимодействие, умение сравнивать, обобщать, различать отдельные особенности музыкального языка, умение давать оценку прослушанному музыкальному произведению, высказывать свои суждения развернуто и доказательно, опираясь в своем рассказе на особенности звучания музыки.
Второй этап.
Сочинение сказки динамического типа по средствам музыки.
После того, как дети произвели полный анализ музыкального произведения им дается задание придумать название музыкальному произведению и определить тему сказки , ввести носителей , которых данная музыка навевает. Далее в работе по составлению сказочного текста используется базовый алгоритм.
Вступление музыкального произведения.
ü Зачин;
ü Место действия сказки;
ü Время действия.
Первая часть
ü Выбирается сказочный герой;
ü Описываются его свойства, мотивы, цели;
ü Герой или герои совершают действия по достижению этой цели.
Вторая часть
ü Герои встречаются с другими объектами
ü Последовательно по каждому взаимодействию фиксируются изменения главного героя и идет описание реакции других объектов при взаимодействии с героем.
Третья часть музыкального произведения.
ü Итог - результат изменения героя и вывод жизненного правила
ü Конец сказки
ü Придумывается название получившейся сказки, составляется правило ее сочинения и соответствие музыкальному произведению.
Третий этап.
Закрепление знаний по составлению сказочных текстов по средствам музыки в продуктивной деятельности.
ü Сказка обретает жизнь ( аудио-, видеозапись);
ü Моя сказочка (рисование);
ü Составь рекламу нашей сказке;
ü Презентация сказки (инсценировка).
Методические рекомендации
1. .Использование игр и творческих заданий, позволяющие детям усвоить различные варианты действий и взаимодействий героев.
2. Создание педагогических условий для усвоения модели сказки динамического типа по средствам музыки.
3. Форма организации работы с детьми - по подгруппам:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.