Пойа писал: “Задача, которую вы решаете, может быть скромной, но если она бросает вызов любознательности, заставляет вас быть изобретательными, и если вы решаете её собственными силами, то вы сможете испытать ведущее к открытию напряжение ума и насладиться радостью победы”.
Главное место в жизни ребёнка занимает игра. Это его основная деятельность, непременный спутник жизни. Игра – это особый способ освоения мира, способ, позволяющий в особой форме присвоить, понять и по-своему систематизировать тот поток событий, знаний, умений, который обрушивается на него со всех сторон и который не хочет ждать, пока мышление ребёнка станет “научным”. А такая, пусть ненаучная, пусть временная, систематизация ребёнку необходима: она снижает “напряжённость непонимания”, гармонизирует сознание малыша, делает мир понятным, а значит, приятным и удобным.
Когда мы начинали заниматься РЭМП (2 мл.гр.) - сочетали занятия математикой с аппликацией и конструированием, использовали игры на развитие системного мышления (Л.М.Степанова “Игры на развитие системного мышления у детей младшего дошкольного возраста”).
На занятиях, начиная со средней группы, использовали и программу Л.С.Метлиной, и задания из книги З.А.Михайловой “Математика от 3 до 7”, Волиной “ Праздник числа”, Е.В.Колесниковой “Математика для дошкольников”, В.П.Новиковой “Математика в детском саду”.
Обязательно учитывали и физиологические особенности детей. Известно, что некоторые дети лучше воспринимают информацию на слух (аудиалы). У других более развит зрительный анализатор (визуал), а у третьих – тактильные ощущения.(кинестеты). Помня об этом, на занятиях РЭМП мы старались задействовать все органы чувств.
Например, при знакомстве с числом и цифрой, мы рассматривали число на системном операторе (закрепляется использование цифры, знание состава числа, последующее и предшествующие числа), “слушали” число (можно его прохлопать) и выкладывать цифру из счётных палочек или шнурков. Можно также составить лимерик о цифре.
А упорядочить, систематизировать, собрать воедино всё это нам помогла технология ТРИЗ.
Что даёт ТРИЗ для занятий математикой?:
· формирует у детей правильное отношение к окружающему миру, основы анализа действительности;
· развивает у детей уверенность в себе, в своих силах, даёт чувство радости, чувство успеха в учении, осознание того, что они могут справиться с решением любой задачи;
· развивает системное мышление;
· формирует стремление к познанию нового;
· учит анализировать, решать изобретательские, практические задачи, выбирать наилучшее решение;
· учит использовать накопленные знания, применять их на практике;
· развивает нестандартное мышление, память, внимание, интеллект в целом;
· развивает творческие способности (беглость и гибкость мышления, оригинальность, смелость решения);
· развивает пространственные представления;
· развивает творческое мышление.
И теперь наша схема немного усложнится:
В программном содержании РЭМП мы выделили пять разделов:
1. Геометрические формы;
2. Количество и счёт;
3. Ориентировка на плоскости и в пространстве;
4. Ориентировка во времени;
5. Составление и решение задач, РЛМ.
Система игр, изложенная далее, выстроена с учётом последовательности и усложнения программных задач по всем возрастам.
Данные игры могут использоваться как для составления занятия, так и в режимных моментах.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
I.ФОРМА
II младшая группа
- “Что я вижу через круглые, квадратные, треугольные очки?”
(Сначала пользовались очками-полумасками с прорезями в виде геометрических фигур, затем стали делать очки из пальчиков, и затем просто обозначали игру словами – переход от наглядно-образного к образному мышлению. Через круглые очки дети видят все предметы круглой формы и называют их, через треугольные – все предметы
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.