Гуткович И.Я., Сидорчук Т.А.
МДОУ ЦРР № 178 г.Ульяновск
Продвижение педагогического инновационного опыта
в учреждениях дошкольного образования
Инновация в образовании предполагает создание новых образцов педагогической деятельности, поднимающих деятельность педагога на принципиально новый качественный уровень и способствующих повышению результата обучения и воспитания детей. Исходя из определения понятия «инновация» мы полагаем, что распространению подлежит именно такой опыт, который вносит в образовательную среду целенаправленные изменения.
Педагогические технологии, построенные на основе общей теории сильного мышления (ОТСМ) и теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), правомерно считаются одними из наиболее эффективными, в плане формирования у детей самостоятельности в познавательной деятельности. Доказательством служит успешная многолетняя исследовательская деятельность МДОУ № 178 в этом направлении.
Создана и апробирована организационно-методическая модель продвижения инновационного опыта, которая включает следующие организующие меры, мероприятия и действия:
- Создание внутрифирменных стандартов образовательного учреждения, направленных на апробирование и распространение инновационного опыта
- Реализация педагогами индивидуальных поисково – исследовательских программ, связанных с освоением моделей ОТСМ – ТРИЗ в рамках образовательного учреждения.
- Создание «стажерских площадок» для обучающихся воспитателей и родителей
- Создание творческих групп педагогов, работающих по одной проблеме, как на базе одного ДОУ, так и других ОУ, работающих по использованию инновационных технологий
- Внедрение новшеств в массовую практику на основе модернизированных и инновационных форм распространения ИПО (сетевое распространение инновационного опыта, организация научно – практических конференций, кураторство, издательская деятельность, организация детских конкурсов, курсов для родителей и др.)
- Рефлексия по отношению к расширению инновационного опыта (научно-методические советы МДОУ)
Алгоритм, обеспечивающий успешность продвижения инновационного педагогического опыта:
Шаг 1.
Определить субъекты продвижения инновационного опыта, в числе которых основными являются:
- Авторы инновационного педагогического опыта, то есть те воспитатели, которые будут представлять свой опыт педагогическому сообществу.
- Потребители, пользователи инновационного педагогического опыта, обеспечивающего более высокие результаты образовательно-воспитательной деятельности.
- Организаторы процесса продвижения инновационного опыта (заведующая, научный руководитель, методист, а также представители неформальных структур, заинтересованные в продвижении педагогических инноваций в дошкольные учреждения)
Шаг 2.
Определить объекты продвижения, то есть те продукты, которые будут подлежать распространению: авторские программы, способы обучения, учебно-методические пособия, дидактические материалы, − то есть такие образовательные ресурсы, которые могут быть предложены потенциальным пользователям в обобщенном (осмысленном), структурированном и методически объясненном виде.
Для распространения инновационного педагогического опыта, необходимы условия:
- облечь педагогический опыт в такую форму, которая будет достаточно ясна и наглядна, технологична и доступна не только для восприятия, но и для реализации в других условиях;
- вызвать заинтересованность педагогов и родителей в овладении инновационным опытом, актуализировать у них желание и готовность использовать его в своей практике.
Шаг 3.
Определить формы и этапы распространения педагогического опыта на различных уровнях: российском, региональном; муниципальном; в рамках конкретного образовательного учреждения.
Главное в педагогическом опыте – идея. При распространении важно донести сущность педагогического процесса, новизну опыта, условия использования на практике его основных конструкций.
Продвижение опыта складывается из следующих шагов:
идея – апробация – создание системы – моделирование – передача опыта – кураторство – постановка новой задачи.
Каждый шаг включает в себя разнообразие форм работы педагога, одна из ведущих – выполнение творческих заданий. В условиях детского сада № 178 разработана система заданий для педагогов, при выполнении которых происходит наработка и продвижение инновационного опыта на региональный и республиканский уровень.
Задания по созданию и
продвижению инновационного опыта
1. Задания для педагогов, способствующие генерации идеи
1.1. Задания для поиска проблемного поля педагогической деятельности
«Составь диаграмму по принципу «хорошо» - «плохо» по основным видам педагогической деятельности
- Укажи, что наиболее удачно реализуется в твоей работе с детьми
- Какой вид работы с детьми затруднителен и почему.
Определи собственную проблему педагогической деятельности».
1.2.Задание для педагогов, включающее в себя выбор направления педагогической инновации, основанной на методах ОТСМ – ТРИЗ.
«Сравните методы в таблице и выберите оптимальные для решения вашей педагогической проблемы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.