Орлова И.Ю.,
старший воспитатель МДОУ № 4
Автозаводского района г. Н. Новгорода
.
Методическое руководство
экспериментальной деятельностью педагогов ДОУ.
С октября 2008 года МДОУ № 4 Автозаводского района города Нижнего Новгорода включилось в единую экспериментальную программу по внедрению методов ОТСМ – ТРИЗ – РТВ и работает в статусе районной экспериментальной площадки по теме: «Моделирование мыслительных действий как средство развития у дошкольников самостоятельности в познавательной деятельности». С 2009 года МДОУ № 4 является членом общественной организации «Волга – ТРИЗ» международной ассоциации ТРИЗ.
Результаты первого года эксперимента (2008 – 2009 учебный год) показали высокую педагогическую эффективность технологии ТРИЗ в развитии интеллектуально – творческих способностей детей, а также со всей очевидностью то, что преобразование ребёнка возможно только через преобразование педагога работающего с ним.
Основным направлением деятельности педагогов на втором году эксперимента является построение системы использования методов ТРИЗ - технологии в МДОУ.
Задачи методического руководства экспериментальной деятельностью:
- создать условия для повышения педагогического мастерства педагогов через освоение нового содержания (методик ОТСМ – ТРИЗ – РТВ);
- обеспечить распространение опыта работы педагогов среди коллег внутри дошкольного учреждения и в рамках работы районной экспериментальной и городской опорной площадки.
Основой повышения профессионального мастерства педагогов (11 человек) явилось обучение на семинаре – практикуме «Активизация познавательной деятельности детей с применением мыслительных моделей» (октябрь 2008 г., апрель 2009 г., октябрь 2009 г.), организованном научным руководителем Сидорчук Т.А. на базе экспериментальных детских садов нашего района.
Заведующая, старший воспитатель, педагог-психолог и воспитатель младшей группы приняли участие в VII Международной конференции ОО «Волга – ТРИЗ» в г. Ульяновске (март 2009 г.).
Универсальным средством для повышения уровня квалификации педагогов, стимулом для их профессионального роста и развития является организованная работа педагогов по индивидуальным программам экспериментальных работ, по которым они осваивают технологию ТРИЗ. Работая в течение года над выбранной темой, изучая литературу, воспитатели осваивают алгоритмы, методы и приемы ОТСМ-ТРИЗ, изготавливают дидактические пособия и игры.
Для самообразования педагогов создан каталог методических материалов, информационный банк, видеотека, используются ресурсы Интернета.
Для активизации творческой деятельности педагогов, наряду с традиционными, я использую нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы.
Интерактивное обучение – это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагогов, практически все его участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения. Это ведет к взаимопониманию, к совместному решению задач, делает продуктивным и эффективным весь процесс повышения профессионального мастерства педагогов.
В ходе диалогового общения у педагогов формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречия на основе анализа информации. Педагоги учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться с коллегами.
Организуются разные формы работы с педагогами – индивидуальные, парные, подгрупповые, групповые.
Индивидуальные формы работы с педагогами:
- консультации по темам работы педагогов, беседы по прочитанной литературе, что позволяет выявить уровень теоретического осмысления педагогами методик;
- методический диалог: обсуждение темы экспериментальной работы, выработка плана действий по ее реализации, разработке нового содержания (используется как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе);
- просмотр видеозаписей занятий с детьми (педагогов экспериментальных детских садов г. Ульяновска и Нижнего Новгорода), что дает возможность наглядно увидеть методы и приемы работы с детьми по ТРИЗ – технологии и стимулировать педагогов на использование их в практике своей работы,
- просмотр и обсуждение занятий, беседы о ходе экспериментальной работы с детьми способствуют развитию умения педагогов проводить самоанализ и самоконтроль.
Подгрупповые и групповые формы работы:
- взаимопосещения и открытые просмотры занятий с последующим педагогическим анализом позволяют определить положительные результаты, эффективные приемы работы с детьми, осознать значимость проведения работы и использовать позитивный опыт своих коллег;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.