Бельская Н.С.
Подвижные игры разных народов
как средство развития коммуникативной компетентности дошкольников
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций. В последнее время особую ценность приобретают несколько забытые, народные подвижные игры. Это обусловлено территориальным перемещением народов, интенсивным взаимопроникновением культур. Дети разных национальностей повседневно общаются, рассказывают сказки, играют в игры, вносят в свою деятельность элементы национальной культуры.
В народных подвижных играх испокон веков ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, культура, национальные устои. Народные игры издавна считались традиционным средством педагогики, неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей. Кроме того, подвижные игры являются прекрасным средством формирования коммуникативной компетентности, а точнее:
«ребенок - взрослый»:
- умение выслушать партнера и прийти к общему решению;
- умение вести диалог со взрослым и со сверстниками;
- умение отстаивать свою точку зрения в общении;
- умение получать необходимую информацию в общении;
- умение принимать помощь;
В нашей группе есть дети четырех национальностей – русские, чуваши, татары, армяне. Мы посчитали невозможным опустить этот факт и заинтересовались коллекционирование и разучиванием подвижных игр разных народов. В процессе изучения мы провели аналогию между подвижными играми разных народов и нашли много общего в правилах игр. Например, русская народная игра «У медведя во бору» и татарская народная игра «Серый волк» (Сары буре); русская игра «Бездомный заяц» и татарская игра «Скок-перескок» (Кучтем - куч); игра «Рыбак и рыбки» и чувашская игра «Хищник в море» (Сеткан кайак тинэсрэ). Так же у всех народов популярны такие игры как «Жмурки», «Прятки», «Горелки» в различных вариантах.
Мы взяли за правило каждый квартал разучивать по одной национальной игре, учитывая развитие всех основных видов движения: бег, прыжки, метание, развитие внимания и т.д. Ниже представлено описание подобранных нами вместе с детьми и родителями народных подвижных игр.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С БЕГОМ
«Гуси-лебеди» - русская народная игра
Цель: упражнять детей в беге по прямой, умении действовать по сигналу; развивать умение вести диалог с взрослым
Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные – гуси-лебеди. На одной стороне площадки дом, где живут хозяин и гуси, на другой – живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят из дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:
- Гуси-гуси!
- Га-га-га
- Есть хотите?
- Да, да, да.
- Так летите же домой!
- Серый волк под горой не пускает нас домой!
- Так летите, как хотите, только крылья берегите!
Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные гуси выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становиться волком.
ПРАВИЛА ИГРЫ: Гуси должны лететь по всей площадке. Волк может ловить только после слов: «Только крылья берегите!»
«У медведя во бору» - русская народная игра
Цель: упражнять детей в беге с увертыванием; развивать умение договариваться друг с другом при выборе водящего.
Медведь, выбранный жеребьевкой, живет в лесу. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру!
Медведь постыл
На печи застыл!
Когда играющие произнесли последние слова, медведь, до сих пор дремавший, начинает ворочаться, потягиваться и неохотно выходит из берлоги. Но вот, медведь, неожиданно, бежит за играющими детьми, и старается кого-то поймать.
ПРАВИЛА ИГРЫ: медведь выходит из берлоги только после произнесения последних слов зачина. Дети, в зависимости от поведения медведя, могут не сразу бежать в свой дом, а поддразнить его.
«Серый волк » («Сары буре» - татарская народная игра)
Цель: упражнять в беге по прямой с ускорением и торможением, формировать умение действовать в рамках игры, вести диалог с взрослым.
Одного из играющих выбирают серым волком. Остальные играющие находятся на противоположной стороне. По сигналу все идут в лес собирать грибы, ягоды. Навстречу выходит ведущий и спрашивает : (дети хором отвечают)
-Вы, друзья, куда спешите?
-В лес дремучий мы идем.
-Что вы делать там хотите?
-Мы малины наберем.
- Вам зачем малина, дети?
- Мы варенье приготовим.
- Если волк в лесу вас встретит?
-Серый волк нас не догонит!
После слов «не догонит» серый волк встает, а дети быстро бегут за черту. Волк гонится за ними , пойманных детей уводит в логово.
ПРАВИЛА ИГРЫ: изображающему серого волка нельзя выскакивать, а всем игрокам убегать раньше, чем будут произнесены слова, ловить убегающих можно
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.