Ляпина Л.В., Крохина И.Н.,
Разборы творческих задач
Методические рекомендации воспитателям при работе с задачами:
1. После формулировки задач педагог выслушивает ответы детей, положительно относится к идеям, стимулирует их количество, но не оценивает решение. (МШ) После того, как идеи иссякнут, педагог переходит к формулировке противоречий.
2. На этапе предварительного решения задачи при оценке детских решений учитывать экономический эффект: решение должно быть дешевым, небольшим по размеру, достаточно быстро изготовляемым.
3. В процессе решения задачи рекомендуется схематизировать объект или ситуацию, и дать возможность детям зарисовать решение задачи.
Задача № 1. «Птицы на полях» (вариант 1)
Предварительная работа:
Уточнить понятия: полевод, виды птиц, зерновые, значение с\х труда, поле, питание птиц и классификация птиц по способам питания.
Шаги алгоритма |
Обращения воспитателя |
Возможные ответы детей |
Постановка проблемы |
Какие виды птиц вы знаете? |
Домашние, летающие...... |
Какие проблемы у диких птиц? |
Выращивают детей, защита... |
|
Что может быть плохого для человека, что птицы хотят есть. |
Птицы могут нападать на зерно, склевывать пищу человека, утаскивать еду. |
|
Да, действительно, большое количество птиц, живущих в природе, могут склевывать зерна с полей. Скажите, есть ли проблема у людей, которые хотят сохранить урожай? |
Да, есть. |
|
Формулировка задачи № 1 |
Много бед приносят птицы полеводам тем, что они склевывают зреющие семена культурных растений. Как полеводам быть? |
Дети предлагают различные варианты защиты полей от птиц (без анализа). |
Формулировка противоречия №1 |
Полеводы должны сохранить урожай семян на полях, но не могут этого сделать из-за чего? |
Поля слишком большие и птиц много. Птицы летают весь день, а полеводы могут быть заняты. |
Давайте вспомним, почему должны сохранить урожай? |
Они сажают, чтобы печь хлеб....... |
|
Итак, полеводы должны сохранить урожай, для питания человека, но не могут этого сделать из-за большого количества птиц, нападающих на поля зерновых. |
||
ИКР № 1. |
Как сделать так, чтобы птицы сами не нападали на поля и не склевывали зерна. |
Их надо напугать. |
Ресурсы № 1 |
Чем можно напугать птиц? |
Пугалом, человеком, трактором, кошкой... |
Да, можно напугать через зрение, а можно через слух? |
Да |
|
Чего боятся птицы? |
Выстрелов, резкого звука. |
|
А может быть у птиц, которые любят зерна есть птицы-враги? |
Ястребы, коршуны. |
|
Издают ли звуки они? |
Да |
|
Что можно сделать полеводам? |
Пригласить на поля ястребов, коршунов. |
|
Предварительное решение 1 задачи. |
Как полеводу решить проблему все время стрелять из ружья или использовать птичьих врагов? |
Да, использовать птичьих врагов. |
Каково же решение полеводов? |
Разместить вокруг полей птиц-хищников, которые отпугивали бы птиц, склевывающих зерна. |
|
Постановка задачи № 2. |
Замечательное решение. Но, вот беда, хищные птицы никак не могут селиться вокруг полей и жилищ человека. Но присутствие их должно быть. Как быть полеводам? |
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ |
Противоречие №2. |
Хищные птицы должны быть около полей, чтобы отпугивать вредителей и не могут быть там, потому, что не могут быть рядом с человеком. |
|
ИКР №2. |
Птиц нет, а образ их присутствует, когда это возможно. |
Можно сделать бумажных хищников, нарисовать, записать их голос на магнитофон, подушить их запахом...... |
Ресурсы №2 |
Да, действительно, можно сделать тени птиц, присутствие звуков, запахов. |
|
Решение задачи № 2. |
Да, самое лучшие спугнуть клюющих зерно птиц голосом хищников. |
|
Постановка задачи №3. |
Но как быть полеводом, чтобы голос хищных птиц всегда был под рукой и был слышен на большом пространстве поля? |
|
Противоречие №3. |
Голос хищных птиц должен быть для того чтобы пугать вредителей и не может быть, т.к. хищные птицы могут не захотеть петь? |
|
ИКР №3. |
Голос всегда есть на аудиозаписи. |
|
Решение задачи № 3. |
Записываются голоса птиц - хищников и время от времени через усилители звучит.... |
Подведение итогов задачи: вспомнить с детьми какова была проблема у полеводов и как возможно ее решить (восстановить текст задачи № 1) и описать решение задачи № 3.
Задачи-аналоги: отпугивание птиц от аэродромов, отпугивание хищников от птицеферм (только звуки выстрелов).
Вариант № 2 «Птицы на полях»
Предварительная работа.
Уточнить знания детей: каким образом засеваются земли зерновыми культурами, функция комбайна, как сажается зерно, кто такой пахарь, знания о птицах и способах их питания, почему они не едет каких либо насекомых.
Шаги алгоритма |
Обращения воспитателя |
Возможные ответы детей |
Постановка проблемы |
Какие проблемы есть у земледельцев? |
Посадить урожай, вырастить, сохранить. |
Какая проблема могут быть при посадке? |
Зерна, чтобы землей засыпались, дождем не смыло... |
|
Формулировка 1 задачи. |
При засеве полей зернами за комбайном идут стаи грачей, которые тут же склевывают эти зерна. Как быть земледельцам? |
Ответы детей (МШ). |
Противоречие №1. |
Птицы должны склевывать зерно, чтобы питаться, но не должны склевать зерно, т. к. когда поля будут не засеяны. |
|
ИКР. |
Птицы сами не склевывают зерна. |
|
Ресурс задачи № 1. |
"Испортить" зерно, оно должно быть «непригодно» для птицы. |
|
Решение задачи № 1. |
Испортить зерно: протравить, сделать ядовитым, размять, спрятать, чтобы птица не захотела его есть. |
|
Формулировка задачи №2. |
Отлично. Зерно можно сделать ядовитым испорченным, для птицы, но как оно будет дальше расти или же быть ядовитым для человека. |
|
Противоречие №2. |
Зерно должно быть испорченным для птицы и неиспорченным для человека. |
|
ИКР №2. |
Само зерно испорчено-неиспорчено. |
Зерно испорчено только для птицы. |
Ресурсы. |
Анализ ресурсов, выборка самого дешевого - испортить цвет. |
Форма, цвет, запах. |
Решение задачи № 2. |
Покрасить зерно ярко красным цветом, отпугивающим птиц и безвредным для произрастания и дальнейшего использования. |
Задачи – аналоги:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.