Паспорт проекта с детьми 5- 6 лет на тему: «Тайна волшебного куба»

Страницы работы

Содержание работы

Ведьманова С.А.

учитель-логопед

МДОУ д/с общеразвивающего вида № 141

«Искорка» г.Ульяновска

Тайна волшебного куба

 (паспорт проекта с детьми 5- 6 лет)

Вид проекта:

·  По количеству участников – две подгруппы по пять человек

•   По приоритету метода – информационно – поисковый

•   По контингенту участников –   дети  5 - 6 лет с фонетико - фонематическим недоразвитием речи

•   По продолжительности –  январь – февраль 2009 года

            Проблема:

При недостаточной сформированности фонематического восприятия многие предлоги для ребёнка остаются «неуловимыми», ребёнок заменяет сложные предлоги на более простые или вовсе их не произносит.

Как помочь детям понять, что предлог, хотя и маленькое слово, но имеет самостоятельное значение, как выразить многообразие отношений между предметами окружающей действительности и достичь сочетаемости слов в предложении?

Решение проблемы осуществлялось в три этапа, на которых решались конкретные задачи.

Цель проекта: научить детей правильно произносить предлоги и использовать их в речи.

            Задачи  проекта:

•  Повысить готовность детей с речевой патологией к усвоению лексико-грамматического строя речи.

•  Привлечь устойчивый интерес к  предлогам как к отдельным коротким словам.

•  Развивать речевую и познавательную активность.

Этапы работы над проектом:

            Первый этап

·  Создание копилки

-     знакомство с предлогами по демонстрируемому действию;

-     уточнение пространственных ориентировок;

-     составление  предложений по следам демонстрируемого действия;

-  составление предложений с предлогами по самостоятельному действию ребёнка;

-  составление предложений с предлогами с наглядной опорой в виде предметов;

-  составление предложений по сюжетным картинкам, нарисованным детьми;

-  знакомство с плакатом, на котором собраны основные предлоги.

Второй этап

•  Создание картотеки - разделение маленьких слов по признакам:

-  пространственная ориентировка;

-  движение;

-  противоположное значение;

-  количество звуков.

Все собранные предлоги были рассмотрены с помощью морфологической таблицы. Каждый ребёнок рассмотрел предлоги по заданным составляющим (пространственная ориентировка, движение, противоположное значение, количество звуков). Полученные результаты помогли понять, где находится предмет в пространстве, движется ли он или стоит на месте, запомнить предлоги по противоположному значению, закрепить звуковой анализ слов.

Придумали множество игр с предлогами, такие как:

- «Будь внимательным» (дети слушают предложение, выкладывают количество слов  с помощью прямоугольников, называют общее количество слов в предложении, называют «маленькое слово», какое оно по счёту).

- «Вставь пропущенное слово» (ведущий произносит предложение, где пропускает «маленькое слово»).

- «Помоги Незнайке» (ребёнок слушает предложение и исправляет ошибки в употреблении «маленьких слов», которые допустил Незнайка).

- «Да – Нет»: овладение алгоритмом сужения поля поиска объекта через отсечение лишнего, умением задавать вопросы таким образом, чтобы ведущий смог ответить только «Да» или «Нет».

Игра проходит следующим образом:

Ведущий: - Я загадала «маленькое слово», попробуй отгадать, какое?

(Вопросы задаются по признакам «маленьких слов»).

- В этом «маленьком слове» два звука? (Нет).

- В этом «маленьком слове» один звук? (Да).

- Это «маленькое слово» обозначает движение? (Нет).

- Это «маленькое слово» появляется тогда, когда предмет находится внутри? (Да).

- Это «маленькое слово»- «В». (Да)

Так в процессе игры дети выявляют признаки предлогов, запоминают их, восполняют пробелы в развитии словаря и связной грамматически правильной речи.           

Третий этап

·  Составление модели предлога.

Договорились с детьми, что квадрат - это любой предмет, круг - это предлог, а стрелка - это движение. Вместе с родителями нарисовали схемы предлогов на отдельных карточках.

Закрепили умение считывать схемы предлогов с помощью игр:

- «Лото» (дети правильно подбирают схему «маленького слова» к сюжетной картинке).

- «Скажи наоборот» (ребёнок берёт любую схему предлога и подбирает к ней противоположную)

- «Найди схему «маленького слова» в стихотворении» (взрослый читает стихотворение, ребёнок при повторном чтении стихотворения показывает схему «маленького слова», которое  повстречалось в стихотворной строчке).

Сделали вывод – «маленькие слова» помогают понять предложение, помогают дружить словам в предложении.

Большое количество карточек со схемами  не всегда удобно в обращении. Стали думать, как уместить все «маленькие слова» в одном месте. Пришли к единому мнению, что это будет куб, где на гранях расположатся схемы предлогов.

Продукт проекта: два куба по шесть предлогов на каждом, разделённых по противоположному значению.

Презентация проекта:

-  дети группы ФФН показали этапы работы над усвоением «маленьких слов» всей старшей группе;

-  оформили выставку сюжетных  рисунков, где выразили многообразие отношений между предметами;

-  разгадали всей группой тайну волшебного куба, придумывая предложения с «маленькими словами».

Новизна проекта:

-     данный проект позволил через поисково - исследовательскую             деятельность             детей в сочетании с комбинацией элементов      известных             методик усвоить       лексико - грамматический строй речи;

-     дети научились самостоятельно проводить игры на развитие лексико-             грамматического строя речи;

-       дети осознали значимость «маленького слова», выделяя его и используя в             речи.

Практическая значимость проекта:

-    создание модели, на основании которой дети быстро и правильно     учатся             использовать в речи предлоги;

-  выделяют предлоги из ряда слов;

-  позволяет  поддерживать устойчивый интерес к освоению лексико - грамматического строя в течение длительного времени;

-  делает процесс овладения грамматическим строем активным со стороны ребёнка, занимательным, не требующим дополнительной мотивации.

            Перспектива проекта:

Создание серии кубиков разной величины, на гранях которых даны символы дидактических игр и упражнений, например: звуковой куб  ( на гранях – символы гласных и согласных звуков), читай-ка- куб (на гранях- буквы и слоги), поиграй-ка с язычком- куб (на гранях- символы названий артикуляционной гимнастики), объединение кубов в  один «кубигород».

Похожие материалы

Информация о работе