Михирева Н.Н., Тяхина М.С.
«Книга детского сада «Облачко»
(Протокол проекта старшей группы)
Главная цель этого проекта – научить детей обобщить полученные знания на основе ближайшего окружения в разных видах деятельности.
При осуществлении нашего проекта мы столкнулись со следующими проблемами:
· дети испытывали затруднения при составлении текстов сказочного содержания, текстов реалистического содержания при попадании в какую-то незнакомую ситуацию;
· недостаточно развитый уровень навыков обобщения;
· проблема, связанная с культурой речевого общения: умение слушать, слышать и понимать друг друга, использование в своей речи элементарных форм этикета, образных слов и выражений.
Для осуществления нашей проектной работы мы поставили перед собой следующие задачи:
1. довести до сознания детей, что такое текст и где можно встретить текст (сказочный, реалистический, научный и т.д.);
2. познакомить с разными видами книг (учебники, словари, энциклопедии, научная литература, сборники сказок). Обобщить признаки разных книг и уточнить их назначение.
3. научить детей самостоятельно составлять сказочные тексты на основе реальных предметов «живущих» в детском саду.
4. обогатить представления детей о структуре текстов сказок,
5. сформировать умение реализовать творческий продукт в разных видах деятельности.
Этапы работы над проектом.
В первой части нашего проекта происходило знакомство с разными видами книг. Детям собирали копилки книг, уточнялись назначения разных книг и составлялись картотеки. Были представлены учебники, словари, энциклопедии, уточнялись их индивидуальные отличия, обращалось внимание, что в каждой книге есть текст: сказочный, реалистичный, стихотворный, научный.
Дети выполняли домашнее задание – рассказывали, какие книги имеются у них дома, рассматривали разные виды книг, сравнивали, находили сходства и различия.
Основная функция книги была определена – хранилище информации. Большое внимание было уделено структуре книг: наличие в них обложки, титульного листа, страниц, разных видов переплета.
Главными составляющими книги были выявлены:
· содержание (что содержится?),
· форма обозначения информации (как обозначено? – текст, рисунки, схемы и др.),
· листочки, файлы и др. (на чем?)
Кроме того, в нашу проектную работу были включены экскурсии по детскому саду, помещениям, беседы с сотрудниками об их профессиях.
Были проведены игры «Угадай, где мы были», «Профессия – ее радость», «Да-нетка» на разные профессии. Эмоциональным фоном нашей деятельности было открытие детьми секретов об уже знакомых вещах, помещениях, кабинетах.
При проведении экскурсии на кухню повар Ирина Юрьевна рассказала о своей профессии, о своих кулинарных секретах, когда она надевает свой колпак, то чувствует себя волшебницей. Потом эти знания пригодились для составления сказок, стихов.
На занятиях по развитию речи было проведено знакомство с профессией – писатель.
Авторами текстов является человек, каждый человек может составить текст. Поэтому мы поставили перед детьми проблемную ситуацию: а могут ли дети стать авторами текстов? Да, могут, и эти тексты будут помещены в «Книгу о детском саде», которую будут создавать сами.
Следующим этапом нашего проекта являлось знакомство детей с алгоритмом составления сказок. Первым пунктом было ознакомление со структурой сказок: зачин, где происходит знакомство с главным героем, описание, среда обитание, отличительные особенности, встреча с героем, дальнейшее развитие событий и развязка, где решается проблема, выводится какое-то жизненное правило. Детям на выбор давались пословицы и поговорки, которые наиболее подходят к сказочному тексту, и дети сами выводили правило.
В рамках занятий происходило сочинение сказок, сюжет которых сопровождался схематизацией. По окончании сочинения сказок дети отображали сюжет в своих творческих работах.
Заключительным этапом нашей работы над проектом было оформление книги с детьми, выбор эскизов обложки книги, запись на аудиокассету текстов, сочиненных сказок, подбор и изготовление иллюстраций в соответствии с текстом записанных сказок.
В осуществлении нашего проекта мы сотрудничали со специалистами детского сада: на занятиях открывали секреты профессии музыкального работника, что-то необычное пряталось в инструментах, нотах, песнях, играх.
На занятиях по изодеятельности дети отражали текст сочиненной сказки в лепке, рисунках, аппликации.
Во время экскурсий по детскому саду дети знакомились с работниками учреждения, узнавали особенности той или иной профессии.
Нам интересно работать над проектом, наше сотрудничество происходит вместе с детьми, мы создаем коллективную Книгу Детского сада. В этом и заключается новизна нашего проекта.
Презентация проекта проходила в виде демонстрации самой Книги, прослушивании аудиозаписи. Так же были привлечены дети, с помощью которых был показан один из этапов работы над проектом.
Мы работаем вместе с детьми и другими сотрудниками детского сада над дальнейшим содержанием книги, пополняем ее новыми текстами сказок, стихов, лимериков, загадок.
Создан алгоритм составления «загадалок» про профессии
1. Представление детям загадалки (разгадывание с помощью игры «да-нет»)
2. Обсуждение с детьми характеристики данной профессии «Она обслуживает людей» (степень достоверности. Она и себя обслуживает).
3. Беседа о спецодежде и необходимых предметах этой профессии.
4. Радости и успехи этой профессии.
5. Придумывание загадалок о профессии.
В рамках нашего проекта и гражданского правового воспитания мы знакомим детей с символикой детского сада: у нас есть фирменные бланки, разные виды приглашений, логотип, герб, флаг, гимн нашего детского сада.
Практическая значимость заключается в том, что эту книгу читают дети, мы показываем ее другим детям, она останется для других выпускников, в будущем она может служить рекламой нашего детского сада.
И практическое применение мы видим в дальнейшем создании рекламного агентства нашего детского сада.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.