Лекция 2 19.09.2012 г.
Апон Марина Евгеньевна
Классификация организаций.
Коммерческие и некоммерческие.
Основная цель коммерческой организации – получение прибыли
Некоммерческие не извлекают прибыли из своей деятельности.
Организации могут быть квалифицированы:
По организационно-правовой форме;
По форме собственности (частные муниципальные и т.д.);
По целевому назначению. (производство продукции, выполнение работ, оказание услуг);
По широте производственного профиля (специализированные, диверсифицированные (широкого профиля));
По размерам (малые, средние, крупные).
Одна из типологий:
Тип организации Признаки |
Клановые |
Классическая бюрократия |
Рыночная |
Адхократическая |
Традиционная |
Направленность |
Удержание власти в руках конкретных лиц |
Соответствие плановым показателям |
Прибыль |
На новизну |
Сохранение, передача, развитие ценностей |
Основной механизм регуляции поведения персонала. |
Власть - указания конкретного лица. |
Нормативные документы, должностные инструкции. |
Конкуренция. |
Взаимоотношение в команде. Ролевые отношения. |
Общая идея. |
Привлекательность организации для персонала |
Соображения безопасности. |
Законосообразность. |
Личный доход (его увеличение) |
Склонность к творчеству. |
Наличие единомышленников. |
Способ фирмы подбирать персонал. |
Преданных. |
Конкурс сертификатов (документов). |
Отбор по существующим методикам. |
Креативные, которые могут вписаться в команду. |
Поиск единомышленники. |
· стрелка от прибыли значит, что в рынке доход – главное.
Нетрадиционные методы набора персонала:
1. Тесты
2. Отборочная беседа.
3. Все виды тестирования (психологические, прямая демонстрация работы)
4. Полиграф
5. Астрология
6. НЛП
7. Стресс интервью
Ошибки при найме:
1. Нам нравятся те, кто напоминает нас;
2. По первому впечатлению;
3. Ошибка по контрасту (сравнивают кандидатов между собой, а нужно каждого сравнивать с идеалом по должностной инструкции).
Жизненный цикл организации.
Любая организация в течение определенного периода времени изменяется в определенной последовательности.
Переход одного этапа к другому не случаен и предсказуем. Есть разные классификации, самый распространенный:
1. Возникновение – обоснование миссии. Формальное учреждение. Определение факторов успеха.
2. Развитие – становление и малые масштабы производства, новизна продукта, конкуренция за «место под солнцем».
Рост – расширение масштабов, освоение новых рынков, рост продаж. Задача менеджмента – как можно дольше сидеть на стадии роста.
3. Зрелость – падает объем продаж и доходов. Модернизация. Поиск новых рынков сбыта и пересмотр концепции.
4. Упадок – резкое падение объемов прибыли. Кризис. Снижение платежеспособности. Два выхода: банкротство или оздоровление. Должно быть антикризисное управление.
Власть и влияние в организации.
Центральная фигура в организации – руководитель.
Руководство и лидерство понятия близкие, но не тождественные. Руководство выражает функцию положения, лидерство – личности.
Отличие:
Руководитель назначен приказом, организация делегирует ему формальную власть.
Лидер получает свою неформальную власть от ведомых в силу своих способностей.
Руководство протекает сверху вниз путем манипулирования и принуждения.
Лидерство развивается снизу вверх по доброй воле ведомых.
Диапазон власти лидера шире, у руководителя ограничен рамками оргструктур положениями должностных инструкций.
Руководителя знают все, лидера нет, не всегда ведомые знают кто лидер.
У руководства и лидерства есть два инструмента: власть и влияние.
Влияние – это поведение одного индивида изменяющее поведение и мироощущение другого.
Власть – это возможность влиять.
В организации используются следующие типы власти:
1. Власть принуждения. Основана на страхе, насилии. «Кнут».
2. Власть поощрения. Основана на вознаграждении. «Пряник».
3. Эталонная власть. Власть примера. Основана на харизме (дар божий) и инстинкте подражательства. «Делай как я».
4. Экспертная власть. Основана на убеждении, что руководитель знает больше. Сродни отношениям «врач – пациент».
5. Традиционная власть. Основана на законе, привычке. В жестких иерархических структурах.
Есть зависимость между руководителем и подчиненными. Т.н. «Качель».
В идеале руководитель должен быть лидером, но так бывает не всегда.
Теория лидерства.
1. Теория великих людей. Подход с позиций личных качеств. Руководитель должен обладать определенным набором личных качеств – характеристик. (подход провалился. Для каждой конкретной ситуации необходим свой набор качеств).
2. Бихевиоризм. Поведенческий подход.
Стиль руководства – привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным (что бы их сподвигнуть к выполнению организационных задач).
Курт Левин – немецкий психолог в 30-е годы провел серию экспериментов и приходит к выводу, что существует три типа руководства: Авторитарный, Демократический, Либеральный. Позднее их назвали: Директивный, Коллегиальный, Попустительский
3. Ситуационный. Согласно которому руководитель должен обладать определенным набором качеств и исповедовать определенный стиль руководства. Их эффективность будет зависеть от следующих факторов: ситуация, качества группы, от задач решаемых группой.
Лучший стиль руководства Адаптивный.
Структура организации: понятия, виды
Об экзамене. В УМК есть вопросы и литература.
Литература которая содержится в библиотеке Академии.
Решетка Блейта и Моутена
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.