Классификация организаций. Нетрадиционные методы набора персонала. Жизненный цикл организации. Власть и влияние в организации

Страницы работы

Содержание работы

Лекция 2                                                                                                     19.09.2012 г.

Апон Марина Евгеньевна

Классификация организаций.

Коммерческие и некоммерческие.

Основная цель коммерческой организации – получение прибыли

Некоммерческие не извлекают прибыли из своей деятельности.

Организации могут быть квалифицированы:

По организационно-правовой форме;

По форме собственности (частные муниципальные и т.д.);

По целевому назначению. (производство продукции, выполнение работ, оказание услуг);

По широте производственного профиля (специализированные, диверсифицированные (широкого профиля));

По размерам (малые, средние, крупные).

Одна из типологий:

Тип организации

Признаки

Клановые

Классическая бюрократия

Рыночная

Адхократическая

Традиционная

Направленность

Удержание власти в руках конкретных лиц

Соответствие плановым показателям

Прибыль

На новизну

Сохранение, передача, развитие ценностей

Основной механизм регуляции поведения персонала.

Власть - указания конкретного лица.

Нормативные документы, должностные инструкции.

Конкуренция.

Взаимоотношение в команде. Ролевые отношения.

Общая идея.

Привлекательность организации для персонала

Соображения безопасности.

Законосообразность.

Личный доход (его увеличение)

Склонность к творчеству.

Наличие единомышленников.

Способ фирмы подбирать персонал.

Преданных.

Конкурс сертификатов (документов).

Отбор по существующим методикам.

Креативные, которые могут вписаться в команду.

Поиск единомышленники.

·  стрелка от прибыли значит, что в рынке доход – главное.

Нетрадиционные методы набора персонала:

1.  Тесты

2.  Отборочная беседа.

3.  Все виды тестирования (психологические, прямая демонстрация работы)

4.  Полиграф

5.  Астрология

6.  НЛП

7.  Стресс интервью

Ошибки при найме:

1.  Нам нравятся те, кто напоминает нас;

2.  По первому впечатлению;

3.  Ошибка по контрасту (сравнивают кандидатов между собой, а нужно каждого сравнивать с идеалом по должностной инструкции).

Жизненный цикл организации.

Любая организация в течение определенного периода времени изменяется в определенной последовательности.

Подпись: ВозникновениеПодпись: УпадокПодпись: ЗрелостьПодпись: Рост, развитиеПереход одного этапа к другому не случаен и предсказуем. Есть разные классификации, самый распространенный:

Подпись: t

1.  Возникновение – обоснование миссии. Формальное учреждение. Определение факторов успеха.

2.  Развитие – становление и малые масштабы производства, новизна продукта, конкуренция за «место под солнцем».

Рост – расширение масштабов, освоение новых рынков, рост продаж. Задача менеджмента – как можно дольше сидеть на  стадии роста.

3.  Зрелость – падает объем продаж и доходов. Модернизация. Поиск новых рынков сбыта и пересмотр концепции.

4.  Упадок – резкое падение объемов прибыли. Кризис. Снижение платежеспособности. Два выхода: банкротство или оздоровление. Должно быть антикризисное управление.

Власть и влияние в организации.

Центральная фигура в организации – руководитель.

Руководство и лидерство понятия близкие, но не тождественные. Руководство выражает функцию положения, лидерство – личности.

Отличие:

Руководитель назначен приказом, организация делегирует ему формальную власть.

Лидер получает свою  неформальную власть от ведомых в силу своих способностей.

Руководство протекает сверху вниз путем манипулирования и принуждения.

Лидерство развивается снизу вверх по доброй воле ведомых.

Диапазон власти лидера шире, у руководителя ограничен рамками оргструктур положениями должностных инструкций.

Руководителя знают все, лидера нет, не всегда ведомые знают кто лидер.

У руководства и лидерства есть два инструмента: власть и влияние.

Влияние – это поведение одного индивида изменяющее поведение и мироощущение другого.

Власть – это возможность влиять.

В организации используются следующие типы власти:

1.  Власть принуждения. Основана на страхе, насилии. «Кнут».

2.  Власть поощрения. Основана на вознаграждении. «Пряник».

3.  Эталонная власть. Власть примера. Основана на харизме (дар божий) и инстинкте подражательства. «Делай как я».

4.  Экспертная власть. Основана на убеждении, что руководитель знает больше. Сродни отношениям «врач – пациент».

5.  Традиционная власть. Основана на законе, привычке. В жестких иерархических структурах.

Есть зависимость между руководителем и подчиненными. Т.н. «Качель».

В идеале руководитель должен быть лидером, но так бывает не всегда.

Теория лидерства.

1.  Теория великих людей. Подход с позиций личных качеств. Руководитель должен обладать определенным набором личных качеств – характеристик. (подход провалился. Для каждой конкретной ситуации необходим свой набор качеств).

2.  Бихевиоризм. Поведенческий подход.

Стиль руководства – привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным (что бы их сподвигнуть к выполнению организационных задач).

Курт Левин – немецкий психолог в 30-е годы провел серию экспериментов и приходит к выводу, что существует три типа руководства: Авторитарный, Демократический, Либеральный. Позднее их назвали: Директивный, Коллегиальный, Попустительский

3.  Ситуационный. Согласно которому руководитель должен обладать определенным набором качеств и исповедовать определенный стиль руководства. Их эффективность будет зависеть от следующих факторов: ситуация, качества группы, от задач решаемых группой.

Лучший стиль руководства Адаптивный.

Структура организации: понятия, виды

Об экзамене. В УМК есть вопросы и литература.

Литература которая содержится в библиотеке Академии.

Решетка Блейта и Моутена

Похожие материалы

Информация о работе