Рабочая программа учебной дисциплины "Философия" (Вопросы для зачета и экзамена. Методические указания по оформлению и написанию реферата)

Страницы работы

15 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Человек как субъект предметно-практической и познавательной деятельности. Взаимодействие различных областей духовной культуры в формировании человека. Гуманистическая мера прогресса человечества.

Тема 18. Природы познавательного отношения. Истина как цель познания.

Познание как предмет философского анализа. Научные, преднаучные и ненаучные формы знания. Формы знания. Знание и мнение, вера и убеждение. Обыденное знание и здравый смысл. Нравственная норма как форма знания. Познавательное значение художественного образа.

Субъект и объект познания. Проблема интерсубъективности. Критика агностицизма. Структура познавательной деятельности. Чувственное и рациональное познание, их взаимосвязь. Основные формы чувственной и рациональной ступеней познания. Интуиция. Творческое и критическое мышление.

Учение об истине. Концепции истины. Истина и заблуждение. Проверяемость и обоснование. Критерии истины в научном познании.

Тема 19. Формы и методы научного познания.

Специфика социального, гуманитарного, исторического знания. Понимание и объяснение. Субъективное и объективное в гуманитарном познании.

Наука в современном мире. Методы и формы научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Наблюдение и эксперимент. Роль приборов в познании. Моделирование. Математизация. Формализация. Гипотеза и теория. Этика науки. Социальная ответственность ученого.

Тема 20. Социальная философия и ее предмет.

Понятие социальной реальности. Общество как система отношений и социальных институтов. Взаимодействие экономики, политики, идеологии. Социальная структура. Гражданское общество и его политико-правовое оформление.

Движущие силы и субъекты исторического процесса. Диалектика объективного и субъективного в истории. Потребности, интересы, цели людей и социальных групп в совокупности факторов, определяющих содержание общественных процессов. Проблема свободы действий исторического субъекта. Критика фатализма и волюнтаризма.

Проблемы периодизации и направленности исторического процесса. Многовариантность истории. Роль географической среды в жизни общества. Биологические основы общественной жизни. Демографические факторы в общественном развитии. Соотношение эволюции и революции. Значение экономических и политических реформ.

Материальная и духовная жизнь общества. Общественное и индивидуальное сознание. Общественная психология и идеология. Критерии разграничения форм общественного сознания. Формы проявление и факторы самостоятельности общественного сознания.

Проблема общественного прогресса. Поступательное развитие, относительная повторяемость и "циклы" истории. Несостоятельность "историцизма". Концепции локальных структур. Основания и формы проявления единства исторического процесса.

Тема 21. Свобода и ответственность личности в обществе.

Понятие личности. Концепции личности. Человек как индивид: разумность, ответственность перед обществом, определенная форма и степень свободы, достоинство. Индивидуальность человека: общие психологические характеристики: система потребностей, влечений, привычек, интересов, убеждений, установок: нравственная ориентация личности: социальные роли.

Соотношение природного и социально-исторического в формировании личности. Личность как продукт и субъект общественных отношений. Субъективное "Я" и отражение "я". Конформизм и нонконформизм. Абсолютная и относительная ценность личности.

Личность в истории общества. Возникновение личности. Личность в античном обществе. Феодализм и личность. Развитие личности в эпоху капитализма. Проблемы развития личности в современном обществе.

Проблемы свободы и ответственности в различных социально-философских концепциях. Свобода как продукт развития общества и критерий его прогресса. Долг, совесть, честь и достоинство человека. Роль личности в истории.

Тема 22. Человек в мире культуры.

Философское понятие культуры. Культура и цивилизация. Духовные ценности как основа культуры. Взаимодействие материальных и духовных составляющих культуры. Внутренняя и внешняя детерминация культуры. Социальные функции культуры.

Человек как творец культуры. Разделение труда и культура. Исторические типы культуры, индивидуальное, социально-групповое и общечеловеческое в культуре.

Социальные ценности и нормы культуры. Культура, экономика, политика. Моральные ценности и правовая культура. Художественная культура. Отчуждение и невостребованность культурных ценностей как выражение кризиса общества. Культура как процесс создания, освоения, обращения и преемства материальных и духовных ценностей.

Тема 23. Человек в информационно-техническом мире.

Понятие техники. Техника и технология современной эпохи. Структурные изменения в производстве, связанные с переходом ведущей роли от обработки материалов производства и преобразования энергии к производству и обработке информации. Развитие информационно-насыщенных технологий, возникновение информационной экономики, создание широкой сети информационных средств для использования в быту.

Слияние средств связи и компьютерных систем (коммуникация) и воздействие новой информационной инфраструктуры на социально-политические процессы. Новые средства массовой информации и институты власти. Доступ к информации и свобода. Информационные технологии и развитие военной техники.

Воздействие информационной технологии на развитие науки, культуры и образования. Роль научной рациональности в осмыслении истории нынешнего состояния цивилизации. Взаимодействие доконцептуальных и концептуальных уровней философско-исторического познания. Количественные методы и методы информатики в исторических исследованиях.

Взаимодействие естественнонаучных, социогуманитарных и технических наук в разработке программ и проектов социальных преобразований.

Тема 24. Человечество перед лицом глобальных проблем.

Глобальные проблемы сохранения современной цивилизации: предотвращение мировой термоядерной войны, рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей среды, демографические процессы. Необходимость междисциплинарного подхода к поиску решений глобальных проблем. Значимость просветительских гуманитарных программ, фундаментальная роль в них философии.

Распределение часов

по темам и видам учебных занятий

Наименование темы

Распределение часов

Всего

Аудиторная работа

Сам. раб.

Лекции

Сем.

1

2

3

4

5

заочная форма обучения

1. Предмет философии. Структура и функции философии. Основания философского плюрализма и зарождение философии

18

2

16

2История философии

18

2

16

3Категории онтологии. Основные концепции пространства и времени. Движение и развитие. Принцип детерминизма.

18

2

16

4Проблема сознания в философии. Природы познавательного отношения. Истина как цель познания.

18

2

16

5Формы и методы научного познания.

9

2

7

6Человек в мире культуры. Человек в информационно-техническом мире. Человечество перед лицом глобальных проблем.

9

2

7

ВСЕГО:

90

8

4

78

Перечень практических (семинарских) занятий

Очная форма обучения

1.Основания философского плюрализма и зарождение философии. Особенности философии Древнего Востока.

2.Специфика средневековой философии и философии Возрождения.

3.Классическая немецкая философия.

4.Позитивизм и его эволюция.

5.Философия ХХ века.

6.Проблема сознания в философии.

7.Формы и методы научного познания.

8.Человек в мире культуры. Человек в информационно-техническом мире. Человечество перед лицом глобальных проблем.

       Очно-заочная форма обучения

1.Специфика средневековой философии и философии Возрождения.

2.Классическая немецкая философия.

3.Позитивизм и его эволюция.

4.Философия ХХ века.

5.Человек в мире культуры. Человек в информационно-техническом мире. Человечество перед лицом глобальных проблем.

                                                                                                 Заочная форма обучения

1.Формы и методы научного познания.

2.Человек в мире культуры. Человек в информационно-техническом мире. Человечество перед лицом глобальных проблем.

Контрольные (тестовые) задания

(Одновременно это вопросы для зачета и экзамена)

1.  Предмет философии.

2.  Структура философского знания.

3.  Функции философии.

4.  Основания философского плюрализма.

5.  Проблема происхождения философии.

6.  Особенности философии Др. Востока.

7.  Основные философские школы античности.

8.  Специфика средневековой философии.

9.  Философия Возрождения.

10.  Рационализм Нового времени.

11.  Эволюция английского эмпиризма.

12.  Философия французского Просвещения.

13.  Критическая философия Канта.

14.  Философское учение Гегеля.

15.  Марксистская философия.

16.  Позитивизм и его эволюция.

17.  Основные черты русской философии.

18.  Философия ХХ века.

19.  Специфика философских категорий.

20.  Категории онтологии.

21.  Проблема единства мира и ее решение.

22.  Реальность объективная и субъективная.

23.  Основные концепции пространства и времени.

24.  Движение и развитие.

25.  Принцип детерминизма.

26.  Проблема сознания в философии.

27.  Человек и его место в мире.

28.  Природа познавательного отношения.

29.  Проблема истины в философии и науке.

30.  Формы и методы научного познания.

31.  Этика и наука.

32.  Социальная философия и ее предмет.

33.  Свобода и ответственность личности в обществе.

34.  Человек в мире культуры.

35.  Человек в информационно-техническом мире.

36.  Человечество перед лицом глобальных проблем

Литература

Основная литература:

1.  Алексеев П.В., Палин А.В., Философия: учебник для вузов. М., Проспект, 1998.

2.  Вундт В. Введение в философию, М., 1998.

3.  История философии (Россия - Запад - Восток). В 2 кн. - М., 1995.

4.  Канке В.А. Основы философии. - М., 1999.

5.  Миронов В.В. Философия: учеб. Т., Киорус, 1998.

6.  Новиков А.Л. История русской философии Х-ХХ веков. - СПб, 1998.

7.  Основы современной философии. СПб, Лань, 1999.

8.  Основы философии. М: Владос, 1997.

9.  Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М., 1999.

10.  Радугин А.А. Философия: Курс лекций. М., Центр, 1999.

11.  Тихоправов Ю.В. Философия. М., Бизнес-школа, 1998.

12.  Философия: Курс лекций (Аверьянов А.Н. и др.). Под общей ред. В.П. Калашникова. - М., 1999.

13.  Философский энциклопедический словарь. М., Инфра-М, 1998.

14.  Хрестоматия по философии. - М., 1998.

Дополнительная литература:

1.  Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации - М., 1996.

2.  Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991.

3.  Аналитическая философия: Избранные тексты. М., 1993.

4.  Анисимов А.В. Информатика. Творчество. Рекурсия. Киев. 1988.

5.  Антология мировой философии: В 4-х т. М., 1969-1972.

6.  Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1985.

7.  Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки. Эволюция. Перспективы. М., 1982.

8.  Бердяев Н.А. Русская идея, М., 1991.

9.  Бердяев Н.А. Русская идея. М., 1991.

10.  Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

11.  Бердяев Н.А. Философия свободы. М., 1989.

12.  Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

13.  Бибихин В.В. Язык философии. М., 1993.

14.  Введение в философию. М., 1991.

15.  Введение в философию. М., 1991.

16.  Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

17.  Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

18.  Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.

19.  Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986.

20.  Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1990.

21.  Древний мир - эпоха Просвещения. М., 1991.

22.  Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х тт. Л., 1991.

23.  Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.

24.  История современной зарубежной философии. В 2 т. - СПб, 1998.

25.  Канетти Э. Человек нашего столетия. М., 1990.

26.  Карсавин Л.П. Философия истории. М., 1993.

27.  Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. - М., 1996.

28.  Кузнецов В.Н. и др. Западноевропейская философия XVIII в. М., 1986.

29.  Кууси П. Этот человеческий мир. М., 1988.

30.  Логика и теория познания. Л., 1990.

31.  Лосев А.Ф Диалектика мира. Из ранних произведений. М., 1990.

32.  Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.

33.  Мамардашвили М.К. Как понимаю философию. М., 1990.

34.  Маркс К. К критике политической экономии// Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 13.

35.  Маркс К. Тезисы о Фейербахе. М., 1985.

36.  Мир философии. Книга для чтения: в 2-х ч. М., 1991.

37.  Моисеев Н.Н. Человек, среда, общества. М., 1982.

38.  Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII в. М., 1974.

39.  Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIII в. М., 1973.

40.  Немецкая классическая философия. Часть 1. Философия Канта. (Учебное пособие. Составитель Кудрявцев В.В.). М., 1993.

41.  Немецкая классическая философия. Часть 2. Философия Гегеля. (Учебное пособие. Составитель Кудрявцев В.В.). М., 1993.

42.  Проблема человека в западной философии. М., 1988.

43.  Проблема человека в западной философии. М., 1988.

44.  Рассел Б. История западной философии - Ростов-на-Дону, 1999.

45.  Рассел Б. Человеческое познание: Его сфера и границы. М., 1957.

46.  Реале Дж. Антисиере Д. Западная философия от истоков до наших дней 3. Новое время (от Леонардо до Канта). СПб, 1996.

47.  Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.1. Античность. СПб, 1994.

48.  Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.2. Средневековье. СПб, 1994.

49.  Русская философия (малый энциклопедический словарь) - М., 1995.

50.  Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 1991.

51.  Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв. М., 1980.

52.  Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

53.  Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.

54.  Сумерки богов. М., 1990.

55.  Тавризян Г.М. Техника. Культура. Человек. М., 1986.

56.  Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

57.  Тоффлер А. Футурошок. СПб, 1997.

58.  Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. М., 1987.

59.  Тулмин С. Человеческое понимание. М., 1984.

60.  Философия культуры: становление, развитие. СПб, 1995.

61.  Франк С.Л. Введение в философию в сжатом изложении. СПб, 1993.

62.  Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.

63.  Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993.

64.  Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.

65.  Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии.

66.  Чудинов Э.М. Природа научной истины. М., 1977.

67.  Шаповалов В.Ф. Основы философии современности. - М., 1998.

68.  Штофф В.А. Проблемы методологии научного познания. М., 1978.

69.  Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. М.. 1985.

70.  Ярошевский Т.М. Личность и общество. М., 1973.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ И НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Программы для учёбы
Размер файла:
123 Kb
Скачали:
0