соответствии с целевой установкой курс призван решать следующие образовательные задачи:
1. Формировать у будущих специалистов убеждения в значимости краеведческой работы – одного из условий понимания, сознания целостности окружающей человека среды.
2. Через изучение науки топонимики дать значение периодики застройки города, его истории.
3. Познакомить студентов с основоположниками Санкт-Петербургского краеведения.
4. Сформировать у студентов представление о Санкт-Петербурге как о крупнейшем научном, культурном, промышленном центре России и мира.
5. Через судьбы великих петербуржцев привить знания о городе и его судьбе, привить чувства любви и гордости, героическому прошлому и настоящему Санкт-Петербурга.
6. Привить навыки работы с литературой о городе.
Для достижения намеченной цели и решения поставленных задач студент должен знать:
- систему наук о городе, методику сбора и обработки материла для профессиональной деятельности.
- историю основания, развития и современное состояние Санкт-Петербурга.
- градостроительные особенности Санкт-Петербурга, творчество зодчих, прославивших архитектурное убранство города и пригорода.
- деятелей литературы, культуры, науки, прославивших город на Неве и давших свои имена его улицам и площадям.
Уметь:
- самостоятельно собирать материал о городе и использовать его в будущей профессии.
- дать комплексную характеристику города Санкт-Петербурга.
- составлять описание и уметь анализировать достопримечательности Санкт-Петербурга.
- излагать материал по истории и культуре Санкт-Петербурга в устной и письменной формах правильным и научном отношении, интересном и познавательном плане стилем.
Формы занятий.
Курс «История и культура Санкт-Петербурга» предполагает различные по формам занятия – это лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная подготовка студентов, изучение литературы о городе, работ основоположников краеведения, подготовка рефератов, курсовых и контрольных работ.
Формами контроля за успеваемостью является текущий контроль по результатам ответов на семинарских занятиях, выполнение рефератов. Промежуточный контроль – тестовые проверки, контрольные работы.
Итоговый контроль: зачет или экзамен.
II. Содержание тем дисциплины
«История и культура Санкт-Петербурга»
Тема 1. Введение. Науки изучающие историю и культуру города: история, краеведение, топонимика, искусствоведение. Основные источники, библиография. Основоположники петербургского краеведения.
Практические (семинарские) занятия:
1) История города в названиях улиц и площадей Санкт-Петербурга.
2) Основоположники петербургского краеведения.
Тема 2. Основание Петербурга. Реформы Петра I. Кунтскамера. Ассамблеи, Невский флот. Основные направления градостроительства первой половины XVIII века. Архитекторы петровского времени. Их именами названы: сподвижники Петра I.
Практические (семинарские) занятия:
1) Культура и наука первой половины XVIII века.
2) Основные принципы застройки Петербурга первой половины XVIII века.
Тема 3. Петербурга во второй половине XVIII века. Жалованная грамота городам Екатерины II. Культура и наука второй половины XVIII века. Дворцово-парковые ансамбли пригородов Санкт-Петербурга. Развитие петербургской архитектуры второй половины XVIII века.
Семинары:
1) Екатерины II и ее сподвижники.
2) Градостроительные особенности Петербурга второй половины XVIII века.
Тема 4. Петербург I половина XIX века. Победа русского оружия в войне 1892 г. и ее отражение в культуре и архитектуре Санкт-Петербурга. Новые ансамбли столицы (К. Росси, Воронихин, Захаров, Шонферан, Штакеншней дер.). Пушкинский Петербург. Салоны XIX века. Театры Санкт-Петербурга.
Семинары:
1) Петербург начала XIX века.
2) Пушкинский Петербург.
3) Ансамбли Петербурга I половины XIX века.
Тема 5. Петербург II половина XIX века. Реформы Александра II. Деятельность Санкт-Петербургской Думы. Общественная жизнь Петербурга II половины XIX века. Наука, культура, литература.
Семинары:
1) Городская жизнь Петербурга II половина XIX века.
2) Наука, культура, литература II половина XIX века в Санкт-Петербурге.
Тема 6. Петербург в конце XIX века. Реформы городской жизни. Развитие транспорта, медицины и образования в Петербурге конца XIX века. Архитектура Петербурга конца XIX века (Горностаев, Резанов, Месмахер, Сюзор и др.). Литература, культура Петербурга конца XIX века.
Семинары:
1) Петербургская архитектура конца XIX века.
2) Культурная жизнь Петербурга конца XIX века.
Тема 7. Петербург конца XIX – начала XX века. Общественно-политическая жизнь города. Литературные и художественные салоны Петербург. Архитектура модерна. Театральная жизнь Петербурга.
Семинары:
1) Серебряный век культура Петербурга.
2) Общественно-политическая жизнь города и ее отражение в городских названиях.
Тема 8. Петроград – Ленинград (I половина XX века). Музей нового времени. Кинематограф. Театр. Культурная жизнь блокадного Ленинграда. Восстановление города после Великой Отечественной войны. Советская литератур, наука, искусство.
Семинары:
1) Петроград – Ленинград (до 1945 года).
2) Ленинград 50 - 60-ые годы XX века.
Тема 9. Ленинград 70 – 90-ые годы ХХ века. Развитие музейной сети города. Современное строительство. Развитие промышленности и транспорта. Наука, культура, образование.
Семинары:
1) Архитектурно-градостроительные решения в засторайке Ленинграда
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.