Рабочая программа учебной дисциплины "История и культура Санкт-Петербурга" (Содержание тем дисциплины. Темы контрольных работ. Вопросы к экзамену)

Страницы работы

14 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

соответствии с целевой установкой курс призван решать следующие образовательные задачи:

1.  Формировать у будущих специалистов убеждения в значимости краеведческой работы – одного из условий понимания, сознания целостности окружающей человека среды.

2.  Через изучение науки топонимики дать значение периодики застройки города, его истории.

3.  Познакомить студентов с основоположниками Санкт-Петербургского краеведения.

4.  Сформировать у студентов представление о Санкт-Петербурге как о крупнейшем научном, культурном, промышленном центре России и мира.

5.  Через судьбы великих петербуржцев привить знания о городе и его судьбе, привить чувства любви и гордости, героическому прошлому и настоящему Санкт-Петербурга.

6.  Привить навыки работы с литературой о городе.

Для достижения намеченной цели и решения поставленных задач студент должен знать:

-  систему наук о городе, методику сбора и обработки материла для профессиональной деятельности.

-  историю основания, развития и современное состояние Санкт-Петербурга.

-  градостроительные особенности Санкт-Петербурга, творчество зодчих, прославивших архитектурное убранство города и пригорода.

-  деятелей литературы, культуры, науки, прославивших город на Неве и давших свои имена его улицам и площадям.

Уметь:

-  самостоятельно собирать материал о городе и использовать его в будущей профессии.

-  дать комплексную характеристику города Санкт-Петербурга.

-  составлять описание и уметь анализировать достопримечательности Санкт-Петербурга.

-  излагать материал по истории и культуре Санкт-Петербурга в устной и письменной формах правильным и научном отношении, интересном и познавательном плане стилем.

Формы занятий.


Курс «История и культура Санкт-Петербурга» предполагает различные по формам занятия – это лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная подготовка студентов, изучение литературы о городе, работ основоположников краеведения, подготовка рефератов, курсовых и контрольных работ.

Формами контроля за успеваемостью является текущий контроль по результатам ответов на семинарских занятиях, выполнение рефератов. Промежуточный контроль – тестовые проверки, контрольные работы.

Итоговый контроль: зачет или экзамен.


II. Содержание тем дисциплины

«История и культура Санкт-Петербурга»

Тема 1. Введение. Науки изучающие историю и культуру города: история, краеведение, топонимика, искусствоведение. Основные источники, библиография. Основоположники петербургского краеведения.

Практические (семинарские) занятия:

1)  История города в названиях улиц и площадей Санкт-Петербурга.

2)  Основоположники петербургского краеведения.

Тема 2. Основание Петербурга. Реформы Петра I. Кунтскамера. Ассамблеи, Невский флот. Основные направления градостроительства первой половины XVIII века. Архитекторы петровского времени. Их именами названы: сподвижники Петра I.

Практические (семинарские) занятия:

1)  Культура и наука первой половины XVIII века.

2)  Основные принципы застройки Петербурга первой половины XVIII века.

Тема 3. Петербурга во второй половине XVIII века. Жалованная грамота городам Екатерины II. Культура и наука второй половины XVIII века. Дворцово-парковые ансамбли пригородов Санкт-Петербурга. Развитие петербургской архитектуры второй половины XVIII века.

Семинары:

1)  Екатерины II и ее сподвижники.

2)  Градостроительные особенности Петербурга второй половины XVIII века.

Тема 4. Петербург I половина XIX века. Победа русского оружия в войне 1892 г. и ее отражение в культуре и архитектуре Санкт-Петербурга. Новые ансамбли столицы (К. Росси, Воронихин, Захаров, Шонферан, Штакеншней дер.). Пушкинский Петербург. Салоны XIX века. Театры Санкт-Петербурга.

Семинары:

1)  Петербург начала XIX века.

2)  Пушкинский Петербург.

3)  Ансамбли Петербурга I половины XIX века.

Тема 5. Петербург II половина XIX века. Реформы Александра II. Деятельность Санкт-Петербургской Думы. Общественная жизнь Петербурга II половины XIX века. Наука, культура, литература.

Семинары:

1)  Городская жизнь Петербурга II половина XIX века.

2)  Наука, культура, литература II половина XIX века в Санкт-Петербурге.

Тема 6. Петербург в конце XIX века. Реформы городской жизни. Развитие транспорта, медицины и образования в Петербурге конца XIX века. Архитектура Петербурга конца XIX века (Горностаев, Резанов, Месмахер, Сюзор и др.). Литература, культура Петербурга конца XIX века.

Семинары:

1)  Петербургская архитектура конца XIX века.

2)  Культурная жизнь Петербурга конца XIX века.

Тема 7. Петербург конца XIX – начала XX века. Общественно-политическая жизнь города. Литературные и художественные салоны Петербург. Архитектура модерна. Театральная жизнь Петербурга.

Семинары:

1)  Серебряный век культура Петербурга.

2)  Общественно-политическая жизнь города и ее отражение в городских названиях.

Тема 8. Петроград – Ленинград (I половина XX века). Музей нового времени. Кинематограф. Театр. Культурная жизнь блокадного Ленинграда. Восстановление города после Великой Отечественной войны. Советская литератур, наука, искусство.

Семинары:

1)  Петроград – Ленинград (до 1945 года).

2)  Ленинград 50 - 60-ые годы XX века.

Тема 9. Ленинград 70 – 90-ые годы ХХ века. Развитие музейной сети города. Современное строительство. Развитие промышленности и транспорта. Наука, культура, образование.

Семинары:

1)  Архитектурно-градостроительные решения в засторайке Ленинграда

Похожие материалы

Информация о работе