Рабочая программа учебной дисциплины "Отечественная история" (Содержание тем дисциплины. Перечень практических (семинарских) занятий)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Институт управления и экономики

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 учебной дисциплины

“ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ”

для студентов заочного отделения

Санкт-Петербург

2001 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель  курса «История Отечества»  - сформировать у студентов целостную систему взглядов на российскую и мировую историю, основы  исторического мышления ,  понимать роль и место  России в мировой истории.

В результате  изучения дисциплины слушатель должен быть подготовлен к решению следующих задач:

-  представлять основные  проблемы и задачи исторического анализа;

-  понимать единство и своеобразие культур прошлых эпох и  системы ценности разных народов, особенности  российской культуры.

Организационно-методические указания

Изучение  курса  история предполагает  тесное  взаимодействие трех форм обучения: лекций, семинаров (практических занятий), самостоятельной работы.

Лекции знакомят  с основными теориями, закономерностями, историческими фактами и данными российской истории в контексте истории мировой.

На семинарах студенты   самостоятельно излагают  изученный материал  и учатся историческому анализу.

Во время самостоятельной работы студенты знакомятся с первоисточниками, историческими и историографическими сочинениями, готовятся к докладам и сообщениям  на семинарских занятиях

Формы текущего контроля: выступления  на семинарах, сообщения, доклады, тестовые и контрольные  задания,  зачет. Итоговая форма контроля – экзамен.

История  изучается на основе философии, культурологии,  психологии и  педагогики и  неразрывно  связана с  политологией, социологией и другими гуманитарными и социально-экономическими дисциплинами.

Целевая установка

Для выполнения указанных задач слушатель должен ЗНАТЬ:

-  основные теории  исторического  процесса;

-  главные  этапы  истории человечества и России;

-  основные  исторические факты, данные,  события и  имена  исторических деятелей.

УМЕТЬ:

-  изложить и обосновать свою позицию  по отношению к историческому  прошлому  разных народов, их культурным ценностям;

-  критически подходить к информации,  разбираться в проблеме соотношения данных источников и их интерпретации.

БЫТЬ ОЗНАКОМЛЕН  с  основными:

-  этапами и проблемами  исторического анализа;

-  теориями, объясняющими мировой исторический процесс,

-   хронологией  и периодизацией Всемирной истории и истории России;

-  фактами, событиями, данными именами  исторических деятелей.

Содержание тем дисциплины

Тема 1.  Введение в предмет.

Возрастание  роли социально-гуманитарных наук в обществе, в  подготовке специалистов. Предмет и задачи курса, его место в системе гуманитарных наук, хронологические рамки и периодизация. Методологические основы курса. Принципы  исторического  познания прошлого. Диалектика  сочетания  общечеловеческих и социальных интересов. Значение  познания  прошлого для понимания  настоящего и предвидения будущего.

Основные источники  изучения курса.

Тема 2. Славяне в древности.

Первобытность на территории России. Происхождение славян. Начало  славянской  истории и культуры. Славянские племенные союзы и их соседи. Духовная культура, быт, художественная культура древних славян.

Тенденции становления цивилизации в славянских землях.

Тема 3. Киевская Русь

Византия. Влияние Византии на становление культуры славян.

Образование Древнерусского  государства. Крещение  Руси и его значение. Период правления Ярослава Мудрого. Международное положение Киевской Руси. Культурный взлет.

Тема 4. Период феодальной раздробленности и татаро-монгольское нашествие.

Причины и последствия феодальной раздробленности. Характеристика основных княжеств. Борьба с кочевниками. Татаро-монгольское нашествие. Золотая Орда. Культурные последствия татаро-монгольского нашествия.

Тема 5. Образование  русской государственности..

Объединительный  процесс,  роль московских князей, характер Московско-Владимирского великого княжества. Создание централизованного государства  при  Иване III,   Василии III. Социальная  структура общества и ее влияние на генезис  центрального государственного аппарата.

Россия в XVI веке. Расширение территории русского государства. Иван Грозный  и  его  политика.

Тема 6. Россия в XVII - XVIII вв.

Европа  и мир  на  пороге модернизации. Российское государство в XVII в.  Начало династии Романовых. Предпосылки петровских преобразований.

Реформы Петра 1. Укрепление абсолютной монархии, ее  основные  черты. внешняя политика Петра 1.

Реформаторская деятельность Екатерины II. Великая французская революция  и Россия. Российский  просвещенный  абсолютизм.

Тема 7. Российское государство в XIX в.

Зарождение буржуазных отношений, начало разложения крепостного хозяйства. Правительственная  политика в первые десятилетия XIX века.  программа  преобразований М.М. Сперанского.. Изменения структуры  и характер центрального государственного аппарата. Историческое значение Отечественной войны  1812 г. Движение декабристов. Проблема реформы  и революции в российской  истории.

Внутренняя   политическая  реакция в России. Колониальная  экспансия царизма  у южных  и восточных границ империи.

Революционная  ситуация  на рубеже  50-60-х годов. Александр II и реформы  второй  половины XIX в.,  их влияние на судьбы России. Народ и народничество. Усиление  репрессий  во внутренней  политике самодержавия. Контрреформы.

Развитие буржуазных отношений во всех отраслях хозяйства. Углубление  противоречий  между  развитием  капитализма и остатками  феодализма в экономике, консерватизм  политической и правовой систем. Дискуссия  о путях дальнейшего развития страны.

Программа экономических  преобразований  С.Ю.Витте.         

Возникновение   новой либеральной оппозиции,   ее  сплочение  в борьбе  с государственной  властью. Рабочее и социалистическое движение в 90-е годы.

            Тема 8.  Россия в условиях буржуазной  модернизации  (1900 – февраль 1917гг

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Программы для учёбы
Размер файла:
81 Kb
Скачали:
0