Институт управления и экономики
учебной дисциплины
для студентов заочного отделения
Санкт-Петербург
2001 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель курса «История Отечества» - сформировать у студентов целостную систему взглядов на российскую и мировую историю, основы исторического мышления , понимать роль и место России в мировой истории.
В результате изучения дисциплины слушатель должен быть подготовлен к решению следующих задач:
- представлять основные проблемы и задачи исторического анализа;
- понимать единство и своеобразие культур прошлых эпох и системы ценности разных народов, особенности российской культуры.
Организационно-методические указания
Изучение курса история предполагает тесное взаимодействие трех форм обучения: лекций, семинаров (практических занятий), самостоятельной работы.
Лекции знакомят с основными теориями, закономерностями, историческими фактами и данными российской истории в контексте истории мировой.
На семинарах студенты самостоятельно излагают изученный материал и учатся историческому анализу.
Во время самостоятельной работы студенты знакомятся с первоисточниками, историческими и историографическими сочинениями, готовятся к докладам и сообщениям на семинарских занятиях
Формы текущего контроля: выступления на семинарах, сообщения, доклады, тестовые и контрольные задания, зачет. Итоговая форма контроля – экзамен.
История изучается на основе философии, культурологии, психологии и педагогики и неразрывно связана с политологией, социологией и другими гуманитарными и социально-экономическими дисциплинами.
Целевая установка
Для выполнения указанных задач слушатель должен ЗНАТЬ:
- основные теории исторического процесса;
- главные этапы истории человечества и России;
- основные исторические факты, данные, события и имена исторических деятелей.
УМЕТЬ:
- изложить и обосновать свою позицию по отношению к историческому прошлому разных народов, их культурным ценностям;
- критически подходить к информации, разбираться в проблеме соотношения данных источников и их интерпретации.
БЫТЬ ОЗНАКОМЛЕН с основными:
- этапами и проблемами исторического анализа;
- теориями, объясняющими мировой исторический процесс,
- хронологией и периодизацией Всемирной истории и истории России;
- фактами, событиями, данными именами исторических деятелей.
Содержание тем дисциплины
Тема 1. Введение в предмет.
Возрастание роли социально-гуманитарных наук в обществе, в подготовке специалистов. Предмет и задачи курса, его место в системе гуманитарных наук, хронологические рамки и периодизация. Методологические основы курса. Принципы исторического познания прошлого. Диалектика сочетания общечеловеческих и социальных интересов. Значение познания прошлого для понимания настоящего и предвидения будущего.
Основные источники изучения курса.
Тема 2. Славяне в древности.
Первобытность на территории России. Происхождение славян. Начало славянской истории и культуры. Славянские племенные союзы и их соседи. Духовная культура, быт, художественная культура древних славян.
Тенденции становления цивилизации в славянских землях.
Тема 3. Киевская Русь
Византия. Влияние Византии на становление культуры славян.
Образование Древнерусского государства. Крещение Руси и его значение. Период правления Ярослава Мудрого. Международное положение Киевской Руси. Культурный взлет.
Тема 4. Период феодальной раздробленности и татаро-монгольское нашествие.
Причины и последствия феодальной раздробленности. Характеристика основных княжеств. Борьба с кочевниками. Татаро-монгольское нашествие. Золотая Орда. Культурные последствия татаро-монгольского нашествия.
Тема 5. Образование русской государственности..
Объединительный процесс, роль московских князей, характер Московско-Владимирского великого княжества. Создание централизованного государства при Иване III, Василии III. Социальная структура общества и ее влияние на генезис центрального государственного аппарата.
Россия в XVI веке. Расширение территории русского государства. Иван Грозный и его политика.
Тема 6. Россия в XVII - XVIII вв.
Европа и мир на пороге модернизации. Российское государство в XVII в. Начало династии Романовых. Предпосылки петровских преобразований.
Реформы Петра 1. Укрепление абсолютной монархии, ее основные черты. внешняя политика Петра 1.
Реформаторская деятельность Екатерины II. Великая французская революция и Россия. Российский просвещенный абсолютизм.
Тема 7. Российское государство в XIX в.
Зарождение буржуазных отношений, начало разложения крепостного хозяйства. Правительственная политика в первые десятилетия XIX века. программа преобразований М.М. Сперанского.. Изменения структуры и характер центрального государственного аппарата. Историческое значение Отечественной войны 1812 г. Движение декабристов. Проблема реформы и революции в российской истории.
Внутренняя политическая реакция в России. Колониальная экспансия царизма у южных и восточных границ империи.
Революционная ситуация на рубеже 50-60-х годов. Александр II и реформы второй половины XIX в., их влияние на судьбы России. Народ и народничество. Усиление репрессий во внутренней политике самодержавия. Контрреформы.
Развитие буржуазных отношений во всех отраслях хозяйства. Углубление противоречий между развитием капитализма и остатками феодализма в экономике, консерватизм политической и правовой систем. Дискуссия о путях дальнейшего развития страны.
Программа экономических преобразований С.Ю.Витте.
Возникновение новой либеральной оппозиции, ее сплочение в борьбе с государственной властью. Рабочее и социалистическое движение в 90-е годы.
Тема 8. Россия в условиях буржуазной модернизации (1900 – февраль 1917гг
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.