Методы, применяемые при изучении данного материала определяются спецификой класса (все ученики успевают по предмету). Это устный, печатно-словесный и наглядный методы. Так устный метод подразумевает рассказ учителя, описание им какого-то факта (например борьба за Галич), обсуждение вместе с учениками особенностей жизни в Новгородском княжестве, направлен непосредственно на усвоение материала.
Печатно-словесный метод на данном уроке призван стимулировать к развитию способности учащихся мыслить самостоятельно, анализировать исторический материал, выделять главное. Так на уроке учащимся предлагается на основе самостоятельной работы с текстом учебника выявить особенности Новгородского княжества.
Наконец, наглядный метод обучения, реализуемый при работе с исторической картой на уроке, призван облегчить учащимся понимание материала и помочь им в локализации событий в пространстве.
О приемах обучения, используемых на уроке, скажем отдельно. Так для формирования образов окружающей природы предлагается использовать аналитическое описание (описание географического местоположения княжеств). Для формирования образов людей (Даниил Галицкий) используется наглядный материал – репродукция и комментирование этого образа педагогом. Для изучения понятий на уроке планируется наряду с объяснением учителя применение учебных картин (например «Новгородское вече»). Для понимания детьми закономерностей развития Руси и, в частности, вступление государства в эпоху раздробленности, планируется проведение объяснения, логического рассуждения, самостоятельная работа учеников с учебником. Для изучения исторических фактов предлагаются такие приемы как простое повествование, изложение. Т.о. учитывая тот факт, что класс недостаточно сильный, но способный к восприятию логических рассуждений, умозаключений предлагается использовать на уроке максимум наглядного материала, в то же время для выработки умения самостоятельно мыслить, ученикам предлагается самостоятельная работа с текстом учебника.
Принципы обучения на уроке так же тесно связаны с характеристиками класса и спецификой учебного материала. Так принцип творческой активности реализовывается через ряд конкретных ситуаций, где учащимся предлагается высказать свое мнение по проблеме (например выделение особенностей Новгородского княжества). Этот принцип будет одним из основополагающих при изучении материала, т. к. у детей ярко выражено стремление к совместной работе. Реализация данного принципа обучения истории ведет к активации познавательной деятельности учащихся при помощи проблемных вопросов, учебно-познавательных заданий.
Принцип систематичности и системности реализовывается через последовательное изучение исторического материала (например детям предлагается вначале вспомнить что привело к феодальной раздробленности на Руси, и только потом учитель начинает рассуждать о причинах возвышения тех или иных княжеств).
Принцип наглядности предполагает составление при работе с учебным материалом различных таблиц и схем. В данном классе при невысоком уровне знаний он имеет роль не только как иллюстрации учебного материала, но и самостоятельного источника знаний.
Принцип связи учебного материала с жизнью предполагает изучение материала с различных точек зрения, представленных в литературе. Т. к. класс не «блещет» уровнем знаний, предлагается изучение лишь одной (изложенной в учебнике) точки зрения.
Наконец, принцип положительного эмоционального фона при изучении истории реализовывается на уроке путем стимулирования интереса к приобретению новых знаний. Так, в данном классе возможно выставление положительных оценок, ученикам, активно работающим на уроке.
Т.о. образовательная цель урока будет звучать следующим образом: Обеспечить усвоение учащимися того, в результате распада единого гос-ва одним из самых влиятельных в конце XII – начале XIII вв. на юге феодально - раздробленной Руси становится объединенное Галицко-Волынское княжество; на севере же под влиянием географического положения и других объективных факторов складывается не менее могущественная Новгородская боярская аристократическая республика. В данной целевой установке находят отражение особенности класса (цель – развитие логического мышления, формирование того что в результате раздробленности формируются княжества); методы, принципы и приемы обучения. Воспитательная и развивающая цели, так же направлены на совершенствование умения учащихся логически мыслить; воспитание уважительного отношения к своим предкам.
В результате проведения урока, запланированное было реализовано в полном объеме, учащиеся действительно усвоили причины возвышения обозначенных княжеств, уяснили их особенности, хотя трудности в умении выделять главное по-прежнему проявлялись при работе с учебником и при обсуждении прочитанного, т. о. Можно сделать вывод о том, что дальнейшую работу в данном классе стоит строить на продолжении формирования умения выделять главное, логически мыслить, синтезировать и анализировать исторический материал, делать выводы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.