Действия учителя |
Действия учеников |
Объявляет тему урока «Галицко-Волынское княжество и Господин Великий Новгород.», фиксирует ее на доске, предлагает вспомнить причины раздробленности. Описывает географические особенности Галицко-Волынского княжества (с показом по карте), отмечает особенности городских центров; подчеркивает, что эти условия привели к формированию сильных противников местных князей – бояр и торговцев. Коротко рассказывает о содержании борьбы потомков Мономаха и Ростислава за Галич. Охарактеризовывает деятельность Ярослава Остомысла и на ее примере показывает конфликт князя и бояр. Предлагает ученикам записать ключевые моменты в тетрадь. Описывает ситуацию в Волынском княжестве. Рассказывает о борьбе Романа и Даниила (1224 – 1264 гг.) с боярским сепаратизмом. Делает вывод о том, что князьям до конца не удалось подавить боярский сепаратизм. Предлагает ученикам записать даты правления князей в тетрадь, попутно фиксирует их на доске. Рассказывает о внешнеполитической деятельности Даниила, его сношениях с Польшей. Раскрывает суть планов папского престола в отношении княжества, рассказывает о причинах неудач этих планов. Говорит об особенностях географического и экономического положения Новгородской земли, делает вывод о том, что в Новгороде вследствии этих причин сформировалось сильное боярство и купечество. Предлагает записать ключевые моменты в тетрадь. Далее учитель рассказывает о социальном устройстве Новгородской земли, характеризует роль вече. Говорит, что в Новгороде, в отличии от остальных земель сформировался своебразный общественно – политический строй – боярская аристократическая республика, дает ее определение, предлагает ученикам самостоятельно ознакомиться с материалом учебника на стр. 99-102 и выделить особенности жизни Новгородского княжества, после чего совместно обсуждает материал и предлагает записать ключевые моменты |
Записывают тему в тетрадь. Слушают, ищут княжество в своих атласах. Слушают, пишут. Слушают, пищут. Слушают. Слушают, ищут княжество в своих атласах. Слушают. Слушают, записывают определение в тетрадь. Читают, анализируют, обсуждают, пишут. |
4. Закрепление нового материала (3 минуты).
Действия учителя |
Действия учеников |
Подчеркивает, что одним из самых влиятельных в конце XII – начале XIII вв. на юге феодально раздробленной Руси становится объединенное Галицко-Волынское княжество; на севере же под влиянием географического положения и других объективных факторов складывается не менее могущественная Новгородская боярская аристократическая республика. |
Слушают. |
5. Домашнее задание.
Действия учителя |
Действия учеников |
Задает на дом учащимся задание: прочитать § 15 учебника, дополнительные материалы к нему, ответить (устно) на вопросы в конце параграфа, запомнить материал, записанный в тетради. |
Слушают, записывают задание в дневник. |
Психолого-педагогическое и методическое обоснование.
Класс, в котором проводился данный урок, насчитывает 14 человек, из них – 11 девушек и 3 юношей. Он был сформирован из 2-х 9-х классов. Несмотря на это в классе не наблюдается межгрупповых конфликтов, ребята дружные. Психологические особенности, свойственные подросткам данного возраста проявляются в классе. В 14 – 18 лет происходит процесс психосоциальной идентичности личности, т.е. обретением субъективного ощущения стабильности и целостности собственного «я». Дети в классе довольно спокойные, все они «знают зачем пришли в школу», умеют слушать, но испытывают затруднения с излаганием основной сути материала, главного. Материал усваивается, главным образом, на репродуктивном уровне, хотя местами имеет место понимание главного, сути проблем.
Данный урок истории проходит в понедельник, после двух часов математических дисциплин. Это означает, что дети, наверняка будут собраны, внимательны, готовы логически мыслить и рассуждать вслед за учителем.
Выбранный тип урока – комбинированный, т. к. планируется и изучение нового материала (непосредственно тема урока, т. е. изучение Галицко-Волынского и Новгородского княжеств.), повторение ранее изученного материала и проверка знаний (проверка домашнего задания) и др.. Как мы видим из вышесказанного на данном уроке планируется решение сразу нескольких дидактических задач
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.