Конспект урока на тему: «Древние цивилизации Европы»

Страницы работы

Содержание работы

                                                   Конспект урока.

 Тема: «Древние цивилизации Европы».

Оборудование урока: учебник: «Человек и общество. Обществознание. Учеб. Для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2. 11 кл./ Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова. М., 2003 г.; сообщения, подготовленные учащимися.

Тип урока: комбинированный.

Целевая установка урока:

Обучающая: обеспечить усвоение учащимися основных черт античных цивилизаций, фактов, характеризующих их общность и различие, подчеркнуть влияние таких достижений античности, как демократия, риторика, система ценностей, основанная на суверенитете нарда и др. на становление современной европейской цивилизации.

Развивающая: Формировать у учащихся навыки устной речи, умение грамотно аргументировать свою точку зрения в процессе проверки устного домашнего задания и при ответах на вопросы в ходе объяснения нового материала. Развивать логическое мышление и умение самостоятельно добывать нужную информацию в тексте параграфа, умение пользоваться дополнительной литературой при подготовке опережающих сообщений.

Воспитательная: сформировать положительное отношение к древним формам организации власти и общества и их культурным достижениям, привить уважение к демократии и нравственным ценностям античности как основе европейского менталитета; а также содействовать, формированию ответственности и трудолюбия при самостоятельной работе с текстом.

                                                              Ход урока.

Структурные компоненты урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Орг. момент.

Приветствие учащихся. Отметить отсутствующих. Запись темы урока на доске «Древние цивилизации Европы»

Приветствуют учителя. Записывают тему в тетрадь

Проверка домашнего задания.

1)  Чем отличаются древние цивилизации от первобытного общества и что роднит их с ним?

2)  В чем состоят трудности современного понимания древних цивилизаций?

3)  Какие связи существовали между древними цивилизациями?

4)  Теперь давайте послушаем выступления учащихся, подготовивших сообщения о древних цивилизациях Европы.

Отвечают с мест на поставленные вопросы.

Выступают с сообщениями.

Переход к изучению нового материала.

Итак, мы выявили ряд общих и отличительных черт, присущих древним цивилизациям и узнали из сообщений ваших товарищей об особенностях античных обществ. Отметим, что именно Древняя Греция, эллинистические государства и Древний Рим оказали наиболее существенное влияние на историю народов Европы.

Изучение нового материала.

ЗАРОЖДЕНИЕ АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

В Греции в VIII—VI вв. до н. э. развились социально-экономические и политические явления, придавшие античному обществу определенную специфику по сравнению с другими цивилизациями: классическое рабство, система денежного обращения и рынок, полис — основная форма политической организации, идея суверенитета народа и демократическая форма правления.

(по ходу объяснения – вопросы классу: что такое классическое рабство, демократия?, полис?).

Тогда же были разработаны и основные принципы морали, эстетические идеалы, оказавшие воздействие на весь античный мир. Наконец, в тот период зародились важнейшие
античной  культуры — наука и философия, театр, ордерная архитектура, спорт.

Обособление ремесла от сельского хозяйства повлекло за собой регулярный обмен между ними, иными словами — появление рынка не как места, куда со всей Греции свозились товары, а как регулярных торговых связей между областями и районами страны. Развитие торговли требовало такого продукта, который мог бы играть роль всеобщего эквивалента, легко обмениваться на другие продукты труда. Таким эквивалентом стали деньги.

Запишите определение полиса: ПОЛИС  -  город-государство, форма социально-экономической и политической организации общества и государства в Др. Греции.

отметим в тетради основные достижения древнегреческой цивилизации, а так же черты, отличающие ее от других цивилизаций древности: 1)  классическое рабство; 2) система денежного обращения и рынок; 3) полисное устройство и демократия.

Регулярные торговые связи между отдельными полисами приводили к постепенному формированию этнического самосознания: греки начинали осознавать себя единым народом — эллинами, отличным от других — неэллинов. Одним из проявлений самосознания эллинов были проводившиеся с 776 г. до н. э. знаменитые Олимпийские игры, на которые допускались только эллины.

Основной чертой нравственного сознания древнегреческого общества того периода было соединение чувства коллективизма и состязательного начала. Существование отдельного человека вне рамок общины, полиса было невозможно, поэтому высшая доблесть гражданина состояла в защите своего полиса. Так, отметим следующий признак: 4) соединение чувства коллективизма и состязательного начала.

К VIII—VI вв. до н. э. относится появление совершенной архитектуры, главным образом общественной. Для полисного мировоззрения было характерно представление об особой связи полиса с  определенным божеством-покровителем.  Общегреческое значение имели лишь святилища в Дельфах и Олимпии.

Величайшим достижением греческой культуры той эпохи явилось создание алфавитного письма. Преобразуя финикийскую слоговую систему письменности, греки создали свой алфавит. (Отметим: 4) создание алфавитного письма).

Произошла демократизация системы обучения, позволившая сделать грамотными практически всех свободных жителей Греции. Овладение грамотой давало возможность пользоваться письменными способами передачи информации, знакомиться с трудами литераторов и ученых.

Особое значение для всей европейской культуры имело возникновение философии (фиксируем в тетрадях (5)) — принципиально нового подхода к познанию мира и человека, коренным образом отличавшегося от мифологии. Постановка проблем, опора на человеческий разум как средство познания, ориентация на поиски причин всего происходящего в мире в нем самом, а не вне его существенно отличали философский подход к миру от религиозно-мифологических воззрений.

- натурфилософское направления

- пифагорейцы

Важнейшие завоевания цивилизации периода архаики были развиты в период классической Греции (от рубежа VI—V вв. до н. э. до 338 г. до н. э.). В этих творениях духа проявлялась своеобразная черта античной Греции формирование этнического самосознания эллинов.

РАСЦВЕТ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Это был период великого расцвета полисной организации. Полис представлял собой гражданскую общину, важной особенностью которой было сочетание общинного характера и своеобразных черт, отличавших эту общину от родовой, семейной, территориальной и т. п. В ее основе лежала античная форма собственности которая была одновременно государственной (совместной) и частной. Владельцем основного средства производства (земли) Мог стать лишь тот, кто был полноправным членом гражданской общины. Верховным правом на землю (правом владеть, пользоваться и распоряжаться ею) обладал только коллектив граждан. Взаимосвязь и взаимообусловленность права собственности на землю и гражданских прав способствовали признанию всех граждан равноправными.

В полисах действовали различные органы управления, но верховным органом в большинстве полисов было народное собрание, которому принадлежало право окончательного решения всех важнейших вопросов.

Еще одной особенностью полиса было совпадение политической и военной организации. Гражданин-собственник одновременно являлся и воином, обеспечивавшим неприкосновенность полиса, а значит, и своей собственности.

Экономика полиса базировалась на земледелии и скотоводстве, виноградарстве и садоводстве. Основным принципом была идея автаркии (самообеспеченности). Средства существования, не зависящие от внешних, природных факторов, рассматривались как экономическая основа свободы. Излишки продуктов составляли предмет продажи и обменивались через рынок.

Запишем черты полисной организации: 1) античная форма собственности, 2) верховный орган власти -  народное собрание. 3) совпадение политической и военной организации.

Таким образом, полис осуществлял экономические, военные и политические функции.

В соответствии с основными принципами полиса вырабатывалась полисная система ценностей:

-  полис — высшее благо,

- признание превосходства земледельческого труда над иными видами деятельности (исключение составляла лишь Спарта, где Ценностью считалась и война);

- приоритет традиций.

В тот период началось распространение рабства классического типа. Право собственности рабовладельца на раба ничем не ограничивалось. Рабы в Греции — это, как правило, захваченные во время военных походов или пиратских набегов военнопленные.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЭЛЛИНИЗМА

Начало цивилизации эллинизма положил Восточный поход Александра Македонского и массовый колонизационный поток жителей Древней Эллады во вновь завоеванные земли. В результате в Средиземноморье, Передней Азии и прилегавших к ним районах постепенно сложились новая материальная и духовная культура, формы политической организации и социальных отношений народов. Влияние цивилизации эллинизма распространилось необычайно широко — на Западную и Восточную Европу, Переднюю и Центральную Азию, Северную Африку.

Новые формы жизни общества явились своеобразным синтезом местных, главным образом восточных, и греческих элементов, которые играли большую или меньшую роль в зависимости от конкретно-исторических условий.

Наиболее характерными чертами экономического развития в этом обширном регионе были рост торговли и производство продуктов труда, предназначенных для обмена.

С развитием торговли значительно расширилось денежное обращение, чему способствовала унификация монетного дела, начавшаяся при Александре Македонском, при котором широко распространилось производство золотых монет.

Пришедшие в восточные регионы эллины нашли там незнакомую им, но объективно необходимую форму власти — деспотию. Потребность древневосточных государств в неограниченной власти деспота диктовалась его важнейшей функцией — организатора общественных работ, связанных прежде всего с ирригацией. Поэтому в конце IV — начале III в. до н. э. на вновь завоеванных землях возникла специфическая форма социально-политической организации —- эллинистическая монархия, соединившая в себе элементы восточной деспотии — монархическую форму власти с постоянной армией и центральной администрацией и элементы полисного устройства.

Изменились в эллинистическом государстве и отношения собственности. На территории полиса земельные отношения оставались прежними, но если землю с находившимися на ней местными деревнями приписывали к городам, то ее население не становилось гражданами полиса. Продолжая владеть своими участками, оно уплачивало подати городу или частным лицам, получившим от царя эти земли. На территории, не приписанной к городам, вся земля считалась царской. Существовало сочетание деспотической и античной форм собственности.

Наряду с классическим рабством сохранились и  более примитивные  его  формы — долговое рабство,  самопродажа и  др.

Культура эллинистической цивилизации представляет собой сочетание местных устойчивых традиций с культурой, принесенной завоевателями и переселенцами — греками и негреками.

Запишем черты, характеризующие эллинистическую цивилизацию:

 1) синтез восточных и греческих элементов культуры; 2) рост торговли и производство продуктов труда; 3) унификация монетного дела, 4) эллинистическая монархия -  сочетание элементов восточной деспотии — монархической формы власти и элементов полисного устройства, 5) сочетание деспотической и античной форм собственности, 6) примитивные формы рабства наряду с классическим.

Эллинизм имел непреходящее значение в истории человечества, обогатив его новыми открытиями в области научных знаний и в изобретательстве. Достаточно назвать имена Евклида и Архимеда. В рамках философии зародились и получили развитие социальные утопии, описывающие идеальное общественное устройство, свободное от пороков и конфликтов. Сокровищница мирового искусства пополнилась такими шедеврами, как алтарь Зевса в Пергаме, статуи Венеры Милосской и Ники Самофракийской, скульптурная группа Лаокоон. Появились общественные здания нового типа: библиотека, мусейон, служивший научным центром. Эти и другие достижения культуры были унаследованы Византийской империей, арабами, вошли в золотой фонд общечеловеческой культуры.

ЦЕННОСТИ ДРЕВНЕРИМСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Среди ученых нет единства в определении места древнеримской цивилизации в историческом процессе. Одни утверждают, что Рим не имел самостоятельного значения как цивилизация и представлял собой кризис античности. Другие полагают, что Рим — особая цивилизация с собственной системой ценностей, сложившихся в римской гражданской общине.

Систему ценностей древних римлян определял патриотизм, представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначенных ему победах. Рим рассматривался как высшая ценность, а долг гражданина состоял в том, чтобы служить ему всеми силами, не щадя жизни. Общее дело значило больше личного.

Распространение рабства, достигшего именно в Риме наивысшего развития, привело к противопоставлению раба и свободного гражданина. Последний считал для себя зазорным, если его подозревали в «рабских пороках» (ложь, лесть) или «рабских занятиях». Делами, достойными римлянина, особенно выходца из знатного аристократического рода, признавались только политика, война, законотворчество.

Наиболее развитыми элементами римской культуры были право и красноречие.


Римское право складывалось на протяжении нескольких веков. В нем была разработана система правовых норм, регулирующих имущественные и другие хозяйственные отношения, связанные с правом собственности, установлены правила обеспечения договорных обязательств и ответственности, нормы наследования имущества. Римские юристы делили право на частное, относившееся к «пользе отдельных лиц» и публичное, касавшееся «состояния Римского государства».

Искусство красноречия развивалось в античных цивилизациях в непосредственной связи с особенностями политической жизни.

Римское красноречие достигло своего апогея в трудах Цицерона (106—43 гг. до н. э.), от которого до нас дошло более 50 полностью сохранившихся речей, а также сочинения по теории риторики (искусства красноречия). В сочинениях Цицерона выдвигался идеал всесторонне образованного философа-оратора и государственного деятеля. Отметим основные достижения римской цивилизации: 1) римское право, 2) риторика, красноречие, 3) основа системы ценностей – патриотизм.

Римские ценности менялись на протяжении бурной истории этой цивилизации. Кризис, охвативший ее в конце существования, не мог не затронуть и систему ценностей: все дальше отступало римское общество от тех принципов, которыми так гордились жители Вечного города. Изменился и состав жителей Рима: в их числе все больше оказывалось «варваров». Коррупция, злоупотребления, политические интриги, безудержная погоня за наживой, жестокие и кровавые гражданские войны, карьеризм с опорой на семейные связи, произвол, доносы, беспредельное раболепство и лицемерие стали обычными нормами жизни римлян в эпоху, предшествовавшую падению Рима под натиском варварских племен.

Завершая разговор о древних цивилизациях и их значении для современности, вспомним слова Цицерона: «Не знать, что случилось до твоего рождения,— значит всегда оставаться ребенком.

Ответы с мест.

Записывают под диктовку учителя черты, присущие греческой цивилизации.

Записывают черты полисной организации

Записывают черты, характеризующие эллинистическую цивилизацию

Записывают черты, характеризующие древнеримское общество.

Закрепление изученного материала

1)  назовите черты полисного устройства

2)  в чем особенность эллинистической монархии?

3)  Каковы основные ценности древнеримского общества?

отвечают на поставленные вопросы

Д\З

$ 4, ответьте на вопросы после параграфа.

Записывают задание в дневник.

Похожие материалы

Информация о работе