Этапы урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учеников |
Организационный момент |
Здравствуйте, ребята, очень приятно видеть вас сегодня! Пожалуйста, садитесь. Кто сегодня отсутствует? |
Ученики приветствуют учителя. Садятся. Дежурный называет отсутствующих (если таковые имеются). |
Изучение нового материала |
Итак, сегодня на уроке мы продолжим рассматривать современную экономику. Пожалуйста, откройте свои тетради и запишите тему нашего занятия (тема и план записаны на доске заранее). «Человек в системе экономических отношений». А теперь, поставьте в тетрадях цифру №1 и запишите первый пункт плана: «Человек и отношения собственности». Каждый гражданин государства постоянно вступает в различные экономические отношения В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый в праве иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Многие имеют собственность, которая может приносить доход или создавать условия для трудовой деятельности, приносящей доход. Иная ситуация в том случае, когда человек трудиться по найму на предприятиях, принадлежащих другим лицам или государству. Возникает проблема отчуждения. В наше время на Западе чувство отчуждения от средств производства работников. Перейдем ко второму пункту плана, запишите его «Человек и труд». Современная действительность вызывает изменение роли человека в процессе производства, воздействует на содержание его трудовой деятельности. Теперь нам необходимо ознакомится с понятием «предпринимательство». Запишите определение. Гражданин Российской Федерации может начинать и вести предпринимательскую деятельность путем учреждения, приобретения или преобразования предприятия или договорившись с собственником об использовании его имущества. Предприниматель использует имущество предприятия, формирует производственную программу, выбирает поставщиков сырья, исходных материалов и потребителей продукции, устанавливает на нее цены в соответствии с законом России. Он управляет предприятием, нанимает и увольняет работников, распоряжается прибылью предприятия. После уплаты налогов, платежей, дивидендов прибыль предприятия поступает в распоряжение предпринимателя. Однако далеко не каждый может успешно заниматься предпринимательской деятельностью. Качества необходимые предпринимателю - инициатива, способность идти на риск, вести за собой людей, организовать работу, решительность, упорство, независимость экономического мышления, самостоятельность в суждениях и принятии решений. И, наконец, мы переходим к последнему, четвертому пункту плана нашего сегодняшнего урока - «Доходы и расходы». Вы имеет представление о доходах и расходах на своем личном опыте. Что же такое «доход»? ? Ребята, назовите мне известные вам источники доходов Какие же доходы можно считать достаточными для жизни? Какие обеспечивают высокий уровень жизни? Это доходы, которые обеспечивают прожиточный минимум и составляют потребительскую карзину. Запишите определения Причины неравенства доходов на сегодняшнем уроке мы рассматривать не будем. Ознакомьтесь с материалом учебника самостоятельно и подумайте: ? Какие причины порождены обществом, а какие связаны с качествами того или иного человека? Давайте подробней остановимся на понятии потребительского поведения и поведении потребителя при покупке товаров. Возьмем среднего потребителя, каковыми мы с вами в основном и являемся. Это вполне разумный человек, который пытается так распорядиться своим денежным доходом, чтобы извлечь из него как можно большее удовлетворение или полезность. Денежный доход имеет ограниченную величину, а товары - заданные цены. Потребитель не может купить все, что ему хочется, и должен идти на компромисс. Он должен выбирать между альтернативными продуктами, чтобы при ограниченности денежных ресурсов получить в свое распоряжение наиболее удовлетворительный, с его точки зрения, набор товаров и услуг ? Как же правильно вести себя этому самому потребителю при покупке товаров Молодцы, я вижу, вы уже стали разумными потребителями! Таким образом, потребитель, будучи ключевой фигурой рыночной экономики, может выбирать модель своего поведения в зависимости от целого ряда условий (размер и стабильность дохода, состав семьи, структура потребления, различия в уровне образования и культуры и др.). В многообразных видах экономической деятельности человек проявляет достигнутый им уровень экономической культуры. А сама эта культура служит одним из критериев цивилизованности. |
Открывают тетради и записывают тему урока. Записывают первый пункт плана, кладут ручки и слушают учителя. Записывают в тетрадях: пути преодоления чувства отчуждения работников от средств производства преодолевается путем распространения акций, участие в управлении производством совместно с хозяевами собственности. Для современной России преодоление подобных процессов проходит через проведение экономических реформ – разгосударствление, приватизацию собственности. Другое направление преодоления отчуждения работников – демократизация управления предприятиями, гуманизация условий труда. Записывают в тетрадях второй пункт плана. Записывают: Существенно меняется соотношение между физическим и умственным трудом. Физический труд уходит несколько на второй план, выдвигаются такие человеческие способности, как умение анализировать, сопоставлять данные, ставить цели. При усилении умственных функций труда возрастает творческое начало – способность оценивать ситуацию и принимать самостоятельные решения. С преобразованием вещественного фактора производства значительно увеличивается роль человеческого фактора. На данный момент в качестве главного источника роста производительности следует рассматривать людей. И как следствие этого стремление вызвать положительное отношение к труду. Записывают в тетрадях третий пункт плана. Предпринимательская деятельность – это инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединении, направленная на получение прибыли. Слушают учителя и осмысливают сделанные им выводы. Записывают в тетрадь четвертый пункт плана. Записывают: Доход – это приток и денег, полученных в течение определенного периода времени (год, месяц). Отвечают на вопрос: - зарплата, жалование, оклад, премии; рента от собственности; проценты от сбережений, хранящихся в банке; дивиденды от акций; пенсии, пособия по социальному обеспечению, стипендии и т. п.; доходы от малого бизнеса. Записывают: Прожиточный минимум - это минимальная сумма денежных средств, доходов, достаточная для удовлетворения объективно необходимых потребностей. Он отражает стоимость минимально приемлемых норм питания и минимального количества непродовольственных товаров и услуг. Потребительская корзина, или потребительский бюджет - это общая сумма затрат на обеспечение среднестатистического потребления человека (или семьи) в определенный период времени. Потребительский бюджет означает более высокий уровень потребления по сравнению с прожиточным минимумом, бюджет среднего потребителя. Он обеспечивает нормальные условия жизни, но не позволяет выйти за рамки необходимого. Помечают в тетрадях задание учителя. Слушают учителя и осмысливают сделанные им выводы. Вступают в дискуссию: Звучат мнения о необходимости наличия у продавца сертификата и необходимости проверки срока годности товара, наличие гарантии и соответствующего штампа в техническом паспорте товара и т. п. Слушают учителя и осмысливают сделанные им выводы. |
Домашнее задание |
1.Учить записи в тетрадях; 2. Прочитать &16 учебника; 3. Ответить письменно на вопросы после &; Незабудьте! На следующем уроке у нас тест по всей теме «Современная экономика». |
Записывают задание на дом в дневниках. |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.