Конспект урока.
Тема: «Древние мыслители о мире и человеке».
Оборудование урока: учебник: «Человек и общество. Обществознание. Учеб. Для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2. 11 кл./ Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова. М., 2003 г.
Тип урока: комбинированный.
Целевая установка урока:
Обучающая: обеспечить усвоение учащимися основополагающих элементов мифологического сознания; древневосточных учений (ведической литературы, буддизма, даосизма и конфуцианства), формируя тем самым представление о менталитете восточного общества, неотъемлемой частью которого является следование естественному ходу вещей; а так же сформировать представление об античной философии в лице Платона и Аристотеля, ставших основой многих социологических учений.
Развивающая: Формировать у учащихся навыки устной речи, умение грамотно аргументировать свою точку зрения в процессе проверки устного домашнего задания и при ответах на вопросы в ходе объяснения нового материала. Развивать логическое мышление и умение самостоятельно добывать нужную информацию в тексте параграфа.
Воспитательная: привить уважение к различным видам миропонимания и толкования общественных процессов, сформировать положительное отношение к древним морально-нравственным концепциям, во многом сохранившим актуальность и на сегодняшний день.
Ход урока.
Структурные компоненты урока. |
Деятельность учителя. |
Деятельность учащихся. |
Орг. момент. |
Приветствие учащихся. Отметить отсутствующих. Запись темы урока на доске «Древние мыслители о мире и человеке» |
Приветствуют учителя. Записывают тему в тетрадь |
Проверка домашнего задания. |
1) Каковы важнейшие достижения культуры архаической Греции? 2) В чем специфика полисной организации общества? 3) В чем особенность цивилизации эллинизма? 4) Охарактеризуйте систему ценностей древнеримской цивилизации. |
Отвечают у доски. При необходимости – дополнительные ответы с места. |
Переход к изучению нового материала. |
Люди издавна пытались объяснить существование общества. Как оно появилось? Почему возникли группы, занимающие разное социальное положение? В каком направлении меняется общественная жизнь? Надо ли содействовать этим переменам? В разные исторические эпохи люди давали неодинаковые ответы на эти и подобные им вопросы. На ранней стадии общественного развития основным способом понимания мира была мифология (от греч. mythos— предание, сказание). Какие мифы вам известны? Кто является их действующими лицами? Какова их сюжетная линия? |
Отвечают на поставленный вопрос. |
Изучение нового материала. |
МИФЫ ДРЕВНОСТИ. Мифы существовали у всех народов и охватывали широкий круг тем: происхождение мира, рождение и смерть человека, возникновение ремесел, появление обособленных социальных групп и др. Так, происхождение мира в мифах часто связывается либо с его творением каким-либо высшим существом, либо с развитием из некоего исходного состояния, где первоначала мироздания еще смешанны, неопределенны. В древнекитайских мифах присутствовали оба таких сюжета. В из мифов прародительницей мира считается Нюй-ва — получеловек-полузмея: она создала людей и все вещи. В другом сказании образом исходного состояния мира выступает яйцо, в нем земля и небо еще слиты воедино. Действующими лицами мифов, как вы знаете из курса истории, являются боги, герои, люди, а также фантастические существа. Людям тех далеких времен было свойственно особое сознание, которое исследователи в дальнейшем назвали мифологическим, потому что именно в мифах его черты проявились особенно полно. Например, само появление смешанных типов (полулюдей-полуживотных) свидетельствует о том, что человек еще не отделил себя полностью от природного мира. Об этом же говорит и очеловечивание неживой природы. Так, месяц (луна) в австралийских мифах представляется мужчиной одного из влиятельных племен, солнце же — это девушка, поднявшаяся по дереву на небо. Миф всегда рассказывает о чем-то конкретном, но это часто приобретает значение символа. К примеру, известный вам из курса истории древнеегипетский миф об Осирисе — умирающем и воскресающем боге — символизирует циклы природы. Уже имеющиеся в обществе блага (использование огня, ремесло, землепашество) объясняются действиями какого-либо героя (вспомните, кто из героев древнегреческих мифов подарил людям огонь, кто обучил их ремеслам). Таким образом, в мифологии выражалась насущная потребность человека в осмыслении себя самого и окружающего мира. С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений. Запишем черты мифологического сознания: 1) взаимосвязь человека и природы, 2) темы мифов – происхождение мира, людей и социальных групп, рождение и смерть, появление ремесел и др., 3) широкое использование символов. Наряду с мифологией свои ответы на вечные
вопросы бытия искали религия и философия. Индия и Китай на Востоке, Греция на Западе
стали цивилизациями, где появились религиозно-философские картины мира,
оказавшие влияние на мировоззрение многих поколений людей. Первым источником философской мудрости в Древней Индии является так называемая ведическая литература - обширный набор текстов, которые составлялись в течение девяти столетий (1500—600 гг. до н. э.). Почему свет прогоняет тьму, день сменяется ночью, рождается и умирает человек? Потому что действует универсальный космический порядок, которому подчинено все. Так считали древние мыслители. В одном из ведических гимнов говорится о том, что вначале было «нечто одно», нерасчлененное, аморфное, обладавшее единственным свойством — дыханием. Как свидетельствуют Веды, космический великан Пуруша был разделен на части и стал источником жизни для всех живых существ. Итак, «у всего сущего и у всех богов одно начало — жертвоприношение». Действительно, Солнце дарит свое тепло и свет, чтобы могли жить все существа на Земле, мать жертвует силы и здоровье для воспитания своих детей, дождь отдает свою влагу полям, а человек свои знания — людям. Многообразный мир Вселенной заполнен людьми и духами. Они населяют не только Землю, но и многочисленные космические миры, Солнце, звезды. Люди со своим сложным общественным устройством, животные, растения, реки и ручьи, снег и ветер — все имеет живую бессмертную душу, поэтому можно умолять гору, просить прощения у дерева, приказывать облакам. Таким образом, для древних индийцев зависимость и взаимосвязанность жизни Человека, Земли и Космоса были очевидны. МИР ЛЮДЕЙ Какое же место отводится людям в многообразном мире сущего? Первые, высшие ступени сущего занимает мир богов -пространство, где процветает райская жизнь. За ним следует мир людей, социальная структура которого отражает космическую иерархию. Выше всех стоят брахманы — мудрецы, толкователи Вед. Их положение символизирует белый цвет благости и святости. За ними идут кшатрии - воины, правители. Их Цвет красный — цвет власти и страстей. Третью ступень занижают вайшья — класс земледельцев и скотоводов. Желтый цвет их Варны олицетворяют умеренность и трудолюбие. На низшей ступени социальной лестницы стоят судры — слуги с цветом варны, означающим невежество. За миром богов и людей располагаются демоны, духи, обитатели многочисленных адов. Все они не имеют никакого выбора и полностью зависят от условий жизни, в которые попали. Таким образом, человек занимает среднее, но не центральное положение в мироздании. Он может подняться до божественных высот и опуститься до адской жизни. Неотъемлемой частью древнеиндийской философии было учение о вечном круговороте жизни и законе воздаяния — Карме. Тот, кто совершал благие действия, жил в согласии с действовавшей моралью, родится в будущей жизни как брахман, кшатрия или вайшья. Тот, чьи действия не были правильны, может в будущей жизни родиться членом низшей касты или даже животным, а то и придорожным камнем, принимающим на себя удары тысяч ног как расплату за грехи прошлой жизни. Чтобы быть достойным лучшей доли в будущем, человек должен добрыми делами и праведной жизнью искупить кармический долг прежних существований. Самый надежный путь к этому — путь аскета-отшельника. Зафиксируем в тетради основные черты миропонимания, отраженное в древних ведах: 1) в основе жизни – универсальный космический порядок, 2) в основе сотворения мира – жертвоприношение, 3) общественная иерархия предопределена свыше, 4) человек занимает среднее положение в мироздании. В буддистском учении, возникшем в Индии в IV в. до н. э., раскрывается тот путь, который должен привести к преодолению страданий. Правильная жизнь заключается в соблюдении предписаний нравственности — пяти буддийских заповедей: не вредить живым существам, не брать чужого, воздерживаться от запрещенных половых контактов, не вести праздных и лживых речей и не пользоваться опьяняющими напитками. Одним из способов освобождения души является
йога (соединение, связь). Цели основных этапов этой тренировки — самообладание,
овладение дыханием, изоляция чувств от внешних влияний, концентрация мысли,
медитация (созерцание), освобождение души от телесной оболочки. МУДРЕЦЫ ДАОСКОИ ШКОЛЫ По представлениям древних китайцев, человек, объединяющий темное и светлое, мужское и женское, активное и пассивное, занимает некое срединное положение в мире и призван как бы преодолеть его расколотость на два начала: Инь (темное начало, пассивное ожидание) и Ян (нечто активное, освещающее путь познания). Такое положение определяет и срединный путь человека, его роль посредника: «Передаю, но не творю». Через человека, Сына Неба, небесная благодать нисходит на землю и распространяется повсюду. Человек не царь вселенной, не покоритель природы. Лучшее поведение для человека — это следование естественному ходу вещей, деятельность без нарушения меры (принцип «у вэй»). Человек тысячами нитей связан с природой, а также с сообществом людей, он как бы растворяется в этом едином целом. Данные положения развивали сторонники даосизма («учения о пути») — одного из важнейших направлений древнекитайской философии. Ее центральным понятием является Дао - путь. Все в мире находится в пути, в движении и изменении, все непостоянно и конечно. Главное — следовать установленному миропорядку, соответствующему дао. Даосисты считали, что человек может быть бессмертен как телом, так и душой. Для этого необходимо выполнение особых упражнений (духовное созерцание, дыхательные упражнения, половая гигиена), напоминающих йогу. Запишите черты, характерные для даосизма: 1) срединное положение человека в мире, 2) основа миропорядка – следование естественному ходу вещей. КОНФУЦИАНСТВО Наряду с философскими воззрениями, проповедовавшими созерцательную пассивность человека, растворенного в некоей всеобщности, в Древнем Китае появились учения, в центре которых была личность не для себя, но для общества. Это прежде всего относится к философской школе Конфуция (551—479 гг. до н. э.) и его последователей. Уже в молодости он стал предо-давателем, имел более трех тысяч учеников, в форме бесед с которыми и сохранились его мысли. В конфуцианстве возник идеал «благородного мужа», который «разбирается в том, что есть исправное, равно как малые люди разбираются в том, что выгодно». Гуманность, милосердие должны пронизывать отношения между людьми. В своей повседневной жизни им следует руководствоваться определенными правилами: помогать другим достичь того, к чему стремишься сам, не делать другим того, чего не желаешь себе. Овладеть таким правильным поведением помогает следование строгому порядку (ли), нормам, включающим этикет. Отождествляя общество с государством, Конфуций уделил большое внимание и вопросам «правильного» государственного устройства. Таким, по его мнению, может считаться государство, где высшее положение, кроме обожествляемого императора, занимает слой людей, соединяющих в себе свойства философов, литераторов, ученых и чиновников. Само государство - это одна большая семья, где государь — и «Сын Неба», и «отец и мать народа». Отношения в этой семье должны регулироваться не столько природными силами или правовыми средствами, сколько моральными нормами. Постепенно конфуцианство утвердилось в Китае как государственная идеология. Подводя итог сказанному, подчеркнем, что в целом в древневосточной философии еще не было представлений о человеке как личности, отделенной от Космоса. Высшей ценностью считался не индивид, а некий безличный абсолют (дух Вселенной, Небо и т. п.). Человек должен подчиняться установленному порядку. В то же время господство всеобщности не исключало зарождения новых принципов отношений между людьми: гуманизма, добра, милосердия. Запишем тезисы, составляющие основу конфуцианства: 1) в основе взаимоотношений – гуманность и милосердие, 2) следование строгому порядку моральных норм, 3) государство - это одна большая семья, где государь — и «Сын Неба», и «отец и мать народа». ПЛАТОН И АРИСТОТЕЛЬ ОБ ОБЩЕСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ Яркую и содержательную страницу в историю развития знаний и представлений о человеке, об общественных формах его бытия вписала философия античности. Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Эпикур — их имена и идеи не стерлись в памяти человечества. Платон (427—347 гг. до н. э.) пытался понять причины возникновения неравенства людей, несправедливости в организации общественной жизни. Он считал, что люди нуждаются в совместном поселении для удовлетворения потребностей в пище жилье, одежде. Такое совместное поселение называется государством. Оно обеспечивает защиту населения и своих территорий от внешних врагов и поддерживает порядок внутри страны. Платон нарисовал идеал справедливого государства, которым руководят одаренные и хорошо подготовленные, высоконравственные люди, действительно способные мудро управлять государством. Основным принципом идеального государства Платон считал справедливость. Руководствуясь справедливостью, государство решает самые важные задачи: защиты людей, обеспечения их материальными благами, создания условий для их творческой деятельности и духовного развития. Платон подразделил людей на три группы: к первой относятся те, у кого преобладает разумное начало, развито чувство справедливости, стремление к праву. Их он называл мудрецами. Они должны быть правителями в идеальном государстве. Тех же, кто отличается храбростью, мужеством, чувством долга, Платон относил ко второй группе — воинам и «стражам», которые призваны заботиться о безопасности государства. И, наконец, есть люди, призванные заниматься физическим трудом,— это крестьяне и ремесленники. Они производят необходимые материальные блага. В представлениях Платона, индивидуальное должно быть полностью подчинено всеобщему: не государство существует ради человека, а человек живет ради государства. Здесь еще слиты понятия общества и государства. Отметьте ключевые моменты учения Платона: 1) принцип идеального государства – справедливость, 2) общество делится на 3 основных группы: мудрецы, воины, крестьяне и ремесленники., 3) индивидуальное подчинено всеобщему, 4) отождествление общества и государства. Ученик Платона Аристотель (384—322 гг. до н. э.) стал величайшим ученым древности. Он считался основоположником многих наук, в том числе и наук об обществе. Развивая идеи Платона, Аристотель выделил наряду с государством семью и селение как особые типы общения, но государство поставил над всем. Аристотель не отрицал частную собственность и считал, опорой государства должны быть средние слои общества. Крайне бедных он относил к гражданам «второй категории», крайне богатых подозревал в применении «противоестественного способа» приобретения состояния. К основным задачам государства философ относил недопущение чрезмерного роста политической власти личности, предотвращение излишнего накопления имущества гражданами удержание в повиновении рабов. Как и Платон, Аристотель не признавал рабов гражданами государства, утверждая, что те, кто не в состоянии отвечать за свои поступки, не могут воспитать в себе многие добродетели, они рабы по природе и могут осуществлять лишь волю других. Отметьте ключевые моменты учения Аристотеля: 1) выделил наряду с государством семью и селение как особые типы общения, 2) опорой государства считал средние слои общества, 3) выступал против крайней степени богатства и бедности, В целом же древнегреческие мыслители отстаивали идею первенства государства перед личностью. В их трудах государство обладало широкими правами по отношению к человеку, вопрос же о правах человека по отношению к государству вообще не ставился. |
Отвечают на поставленный вопрос. Записывают черты мифологического сознания. Записывают черты ведического миропонимания. Фиксируют в тетради. Фиксируют в тетради. Фиксируют в тетради. Фиксируют в тетради. |
Закрепление изученного материала |
1) выделите общие черты, характерные для восточного миропонимания 2) в чем сущность мифологического сознания? 3) что объединяет и отличает учение Платона и Аристотеля? |
отвечают на поставленные вопросы |
Д\З |
$ 5, вопросы после параграфа. |
Записывают задание в дневник. |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.