Тема: Цивилизация России.
Класс:
Учебник: Человек и общество. Боголюбов Л. Н.
Тип урока: комбинированный.
Учитель:
Предварительные пояснения
Предлагаемая схема урока может быть дополнена и несколько изменена. Для проверки того, как усвоено изученное на занятии, можно использовать иные вопросы и задания, в том числе тестового типа.
Цели урока
Обучающая цель – ученики должны усвоить то, что исторический процесс, явление объективное и закономерное, понимать существование различных точек зрения на значение в мировой истории тех или иных периодов развития нашей страны, знать основные вехи цивилизаций России.
Развивающая цель – на примере самостоятельной работы с одним из пунктов совершенствовать умение самостоятельной работы с книгой, умения выделять главное, делать выводы. Воспитательная цель – воспитание на примере исторического прошлого нашей Родины чувства патриотизма, гордости за свое Великое Отечество.
Методическое оснащение:
- Карты по истории России с древнейших времен по наше время;
- карточки с вопросами для индивидуальной работы;
- графические изображения ключевых деятелей российской истории.
Литература
1. Боголюбов С. Н. Человек и общество. – М., 1999.
2. Гимпельсон Е. Г, Голуб П. А. и др. – М.: Советская энциклопедия, 1987.
3. История Отечества, 1900–1940: Учебная книга для старших классов средних учебных заведений. М.: Просвещение, 1992.
4. Пятецкий Л М. История России для старшеклассников и абитуриентов. ХХ век: Учебное пособие. М.: Московский лицей, 1996.
5. Энциклопедический словарь юного историка. Всеобщая история / Сост. Елманова Н. С., Савичева Е. М. - М.: Педагогика-Пресс, 1994.
Основные понятия (фиксир. на доске):
- цивилизация;
- традиционная цивилизация;
- западники;
- славянофилы;
- Русь христианская;
- Киевская Русь;
- Русь Московская;
- Эпоха Петра I;
- Эпоха Ренессанса.
-
Ход урока
1. Проверка домашнего задания. (5-7 минут).
Учитель раздает карточки с заданиями пятерым ученикам по § 29.
Во время того, как пятеро учеников выполняют задания по карточкам учитель проводит опрос у доски: по вопросам в конце параграфа.
2. Объяснение нового материала.
Цель нашего сегодняшнего урока – понять, что такое цивилизация России, проследить различные точки зрения на это историческое явление, разобрать основные этапы развития.
Учитель рассказывает об основных точках зрения на цивилизацию России.
Далее следуют объяснения преподавателя по проблеме самобытности пути развития в России.
Ученик делает сообщение о П. Я. Чаадаеве.
После раскрытия проблемы следует рассказ о цивилизации Древней Руси, Христианской Руси, своеобразии русского варианта православия.
Пункт «От Руси Киевской к Руси Московской» ученики изучают самостоятельно, выделяя основные процессы в этом переходе, делая выводы о причинах возвышения Москвы.
Последний пункт учитель объясняет ученикам сочетая рассказ с показом по карте и демонстрацией графических изображений тех или иных исторических деятелей, ученики же в свою очередь фиксируют в тетрадях основные понятия и процессы, имена исторических деятелей.
3. Закрепление
Для закрепления используются записи, сделанные в тетради.
4.Текущий контроль усвоения знаний.
Для его осуществления могут быть использованы различные вопросы по тексту параграфа.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.