Тема: Рыночные отношения в современной экономике..
Класс:
Учебник: Человек и общество. Боголюбов Л. Н.
Тип урока: комбинированный.
Учитель:
Предварительные пояснения
Предлагаемая схема урока может быть дополнена и несколько изменена. Для проверки того, как усвоено изученное на занятии, можно использовать иные вопросы и задания, в том числе тестового типа. С рассказом О'Генри «Трест который лопнул» ученики знакомятся предварительно дома.
Цели урока
Обучающая цель – ученики должны усвоить то, что рынок и рыночная экономика не хаотичный и дикий процесс, а определенный тип отношений, контролируемый гос-вом, имеющий характерные закономерности своего существования..
Развивающая цель – на примере рассказа О'Генри «Трест который лопнул» уметь выделять важнейшие признаки понятия «рынок», самостоятельно разграничивать понятия «монополия» и «конкуренция», делать выводы о характере нерегулируемого рынка. Воспитательная цель – воспитание на примере рассказа О'Генри «Трест который лопнул» стремления ребенка к самостоятельности, предприимчивости; профилактика асоциального поведения.
Методическое оснащение:
- Рассказ О'Генри «Трест который лопнул»;
- карточки с вопросами для индивидуальной работы;
Литература
1. Боголюбов С. Н. Человек и общество. – М., 1999.
2. Гимпельсон Е. Г, Голуб П. А. и др. – М.: Советская энциклопедия, 1987.
3. О'Генри «Трест который лопнул» (любое издание).
4. Пятецкий Л М. История России для старшеклассников и абитуриентов. ХХ век: Учебное пособие. М.: Московский лицей, 1996.
Основные понятия (фиксир. на доске):
- рынок;
- предложение;
- спрос;
- цена;
- рынок труда;
- рынок капитала;
- рынок информации;
- банк;
- конкуренция;
- монополия;
- регулирование;
Ход урока
1. Проверка домашнего задания. (5-7 минут).
Учитель раздает карточки с заданиями пятерым ученикам по § 33.
Во время того, как пятеро учеников выполняют задания по карточкам учитель проводит опрос у доски по вопросам в конце параграфа.
2. Объяснение нового материала.
Цель нашего сегодняшнего урока – понять, что такое рынок, выделить его основные признаки, охарактеризовать систему рыночных отношений, раскрыть суть монополий и конкуренции, найти признаки рыночных отношений в рассказе О'Генри.
Далее следуют объяснения преподавателя подтеме «Что такое рынок?», в конце которого ученики пытаются проиллюстрировать теоретический материал (признаки рыночных отношений, закономерности функционирования рынка) на примере рассказа О'Генри «Трест который лопнул» (напр. спрос на алкоголь).
После раскрытия общих черт рынка и рыночной экономики можно приступить к изучению проблемы конкуренции и монополии. Попутно с объяснениями учителя, ученики делают записи в тетради. После объяснений ученики приводят примеры из рассказа.
Следующий пункт о регулятивной роли государства можно разобрать при помощи самостоятельной работы класса с учебником. Ученики самостоятельно изучают пункт параграфа. Затем учитель задает вопрос: Как же гос-во может регулировать процессы, происходящие в рыночной экономике? Ответы детей корректируются преподавателем, ключевые моменты фиксируются в тетради.
Последний путь параграфа целесообразно представить в виде лекции.
Вот ее краткий план:
1. Краткий исторический экскурс в экономическое состояние страны кона 80-х – начала 90-х гг.
2. Основные направления перехода России к рынку.
3. Социальная цена перехода нашей страны к рынку.
Т. о. переход к рынку в России не завершен и по сей день.
3. Закрепление
Для закрепления используются записи, сделанные в тетради, вопросы в конце параграфа.
4.Текущий контроль усвоения знаний.
Для его осуществления могут быть использованы различные вопросы по тексту параграфа.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.