Николай Николаевич Ге и его полотна, страница 2

Предельная напряженность правой части картины как бы гаснет в группе окружающих Христа учеников. Здесь все окутано мягкой светотенью, в сумраке комнаты еле различимы фигуры второго плана. Меркнут горячие тона, в окне встает холодная синева ночи. Тихо переговариваются апостолы. Погружен в себя объятый горестными размышлениями Иисус. Его полулежащая фигура своими мягкими, как бы усталыми очертаниями разрешает взволнованную динамику композиции.

Сюжет раскрывается не во внешних действиях и даже не в столкновении ярких, романтически приподнятых характеров, но в глубоких внутренних переживаниях, в скрытом напряжении душевных конфликтов. Трагедия приобретает психологический характер.

Отсюда и тяготение к жизненной достоверности изображения. Естественность вечернего освещения, развернутая углом комната, простота обстановки, характерные в большинстве своем простонародные типы апостолов (Ге писал этюды с итальянских евреев), человечность переживаний— все сообщает картине осязаемое чувство реальности.

Но, низводя легендарный сюжет на землю, Ге был далек от желания придать происходящему впечатление обыденности. Серьезность изображенного конфликта, напряженный драматизм сцены, значительность образов, эмоциональность живописи, где свет, объединяя всю палитру в едином золотистом тоне, насыщает форму трепетным движением, придают «Тайной вечере» поэтическое, возвышенное звучание. Ге сохранил здесь лучшие традиции романтизма с его стремлением к высокому искусству.

Эта присущая Ге романтическая тенденция с особой силой проявилась в этюдах к картине, написанных с необычайно свободным и ярким артистизмом живописи; из них лучший — «Голова апостола Иоанна» (1862) — воспроизводится в данном издании.

«Тайная вечеря» отмечает важную веху в истории русской живописи. Картина представляет собой органическое развитие традиций А. Иванова. И не только в использовании евангельского сюжета, но и в главном: в стремлении создать монументальное полотно, которое, как у классиков, воплощало бы идеи и чувства людей своего времени в «вечных», общечеловеческих образах и конфликтах. В этой стороне своего творчества Ге и в «Тайной вечере» остается продолжателем заветов романтического искусства.

Но при всей существенности реминисценций романтизма нельзя не видеть и того, что сближает картину Ге с искусством второй половины XIX века и делает ее одним из первых крупных произведений новой реалистической школы. Это ясно поняли и отметили уже современники художника. Сосредоточение внимания на психологическом содержании драмы, умение убедительно показать в персонажах библейской картины реальных людей в жизненно достоверной ситуации, сам формальный строй полотна — замкнутая, «интерьерная» композиция, естественность тонального колорита и освещения, непринужденность группировки фигур — все это характерно для образного строя реалистического искусства новой эпохи в целом.

Не случайно картина Ге была воспринята передовыми кругами русского общества как произведение глубоко современное и по своему художественному смыслу, и по общественному звучанию.

«ПОРТРЕТ ГЕРЦЕНА» 1867