равный доступ к информации всех участников рынка (покупателей и продавцов);
· полная свобода входа на рынок и выхода из него;
· абсолютная мобильность материальных, трудовых, финансовых и прочих ресурсов
· ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказать влияние на решения, принимаемые другими участниками.
Недостатком рынка совершенной конкуренции является препятствие конкуренции капитала, без которого невозможно создание крупного производства, осуществление научно-технического развития, реализация масштабных проектов.
Рынок свободной конкуренции с идеальным выполнением всех условий в реальной экономике не встречается, наиболее приближен к нему рынок сельскохозяйственных товаров.
3. Характеристика несовершенной конкуренции
При невыполнении хотя бы одного из условий конкуренция называется несовершенной. Основной чертой несовершенной конкуренции является возможность продавцов или покупателей в той или иной степени воздействовать на цену.
Выделяют 3 типа рынка несовершенной конкуренции:
v Монополистическая конкуренция
v Олигополия
v Монополия
Рынок монополистической конкуренции характеризуется относительно большим числом (25 - 70) продавцов, предлагающих для продажи дифференцированную, т.е. схожую, но не идентичную продукцию. Это позволяет фирмам продавать свою продукцию по индивидуальным ценам. При этом каждая фирма может чувствовать себя относительно независимо (производство верхней одежды, обуви, парфюмерно-косметических товаров, книгоиздание, туризм), обладая относительно небольшой долей рынка. Экономическое соперничество основано не только на цене, но и на неценовой конкуренции: качество товаров (одежда, которая различается материалом и качеством работы), услуги торговли по доставке товара, размещение и доступность торговых точек, льготы покупателям, способы рекламирования, торговые знаки, фабричное клеймо и др.
Производители в условиях МК обладают ограниченной степенью контроля над ценами, поскольку отдельная фирма производит относительно небольшую часть общей продукции. Легкость вступления в отрасль и выхода из нее приводит к невозможности сговора между фирмами.
Олигополия представлена несколькими относительно крупными и близкими по масштабу продаж и степени влияния участниками. Число фирм колеблется от 3 до 10. Главный признак олигополии – немногочисленность, ограниченное число господствующих на рынке продавцов (производителей). Могут быть как однородные (сталь, уголь, алюминий), так и дифференцированные продукты (автомобили, моющие средства, электробытовые приборы). Ценовой диктат при олигополии ограничен. При олигополии цены меняются не так часто, как на рынке СК, а через большие промежутки времени и значительно. Наличие существенных барьеров при вхождении в отрасль: фирма должна быть достаточно крупной и иметь возможность снижения издержек («эффект масштаба»), наличие патента, лицензии, исключительных прав, контроль над стратегическим сырьем, огромные затраты на рекламу, нечестная конкуренция (давление на банки). Возможно тайное соглашение (картель) об установлении цен, дележе рынка. Чем больше фирм в олигополии, тем существенней препятствия к сговору
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.