Методические рекомендации к практическому занятию по теме: «Разработка бизнес-плана аптеки», страница 4

В пункте предусмотрено одно рабочее место, изолированное от покупателей окном с двойным стеклом и отверстиями для передачи лекарственных препаратов. Все оборудование и внешнее оформление соответствует выполняемым функциям и удобно для работы. Рабочее место с застекленной горизонтальной и вертикальной витринами, обеспечивающими хороший просмотр выложенных товаров и световой эффект, содержит рабочий стул и стол. Стол снабжен ящиками, где хранится справочная литература, список лекарств, документация о поступивших товарно-материальных ценностях. Рабочее место также снабжено кассовым аппаратом. Имеется инструкция по технике безопасности.

Для составления профилей потребительских сегментов был проведен опрос посетителей аптечных пунктов по разработанной анкете. Результаты анкетирования представлены в таблицах 3, 4, 5, рис. 1, 2.

Таблица 3.

Демографическая структура потребителей.

Аптечный пункт «X» 

Пол

Доля от общего числа

Возраст

Доля от общего числа

Мужской

45%

до 20 лет

20 - 30 лет

30 - 40 лет

8%

17%

24%

Женский

55%

40 - 50 лет

50 - 60 лет

старше 60 лет

20%

14%

17%

Аптечный пункт «У»

Мужской

42%

до 20 лет

20-30 лет

30 - 40 лет

6%

10%

21%

Женский

58%

40 - 50 лет

50 - 60 лет

старше 60 лет

25%

16%

22%

Таблица 4.

Социальное положение и уровень образования посетителей.

Уровень образования

Доля от общего числа

Социальное положение

Деля от общего числа

Аптечный пункт «X»

Среднее

25%

Учащиеся

10%

Средне-специальное

22%

Рабочие

16%

Неполное высшее

2%

Служащие

41%

Высшее

51%

Пенсионеры

24%

Домохозяйки

7%

Безработные

2%

Аптечный пункт «У»

Среднее

27%

Учащиеся

4%

Средне-специальное

23%

Рабочие

20%

Неполное высшее

3%

Служащие

37%

Высшее

47%

Пенсионеры

31%

Домохозяйки

2%

Безработные

6%

Таблица 5.

Основные критерии покупки.

Аптечный пункт «X»

Группы покупателей

На первом месте

На втором месте

Прочее

Работающие женщины 30-40 лет

Удобное месторасположение

Цена

Страна-производитель

Работающие женщины 40-50 лет

Удобное месторасположение

Цена

Фирма-производитель

Пенсионеры

Цена

Удобное месторасположение

Эффективность препарата

Аптечный пункт «У»

Работающие женщины 40-50 лет

Удобное месторасположение

Цена

Эффективность препарата

Пенсионеры

Цена

Удобное месторасположение

Эффективность препарата

Также на основе социологического исследования получена следующая информация.

Для аптечного пункта «X» характерно:

•  Только розничная продажа товаров, достаточно близкое расположение по отношению к пункту склада (4 автобусные остановки).

•  Стратегия ценообразования - на основе цен конкурентов. Имеется прямая зависимость цены на товар от его конкурентоспособности.

Основываясь на результатах анкетирования, можно утверждать, что в большинстве своем посетители аптечного пункта считают цены на лекарственные препараты для себя приемлемыми.

•  Ассортимент аптечного пункта в целом соответствует запросам покупателей (в результате анкетирования было выявлено, что требующийся лекарственный препарат был отпущен 92% обратившихся). Качеством обслуживания были удовлетворены 99% посетителей аптечного пункта.