распределять розничный объем реализации по кварталам, товарной номенклатуре, по видам товарооборота;
г) рассчитывать стоимость медикаментозной корзины и пролонгировать эти данные на показатель – объем реализации.
1. Цели занятия
Уметь:
39. Проводить анализ и прогнозировать объем реализации;
Знать:
62. основные положения законодательных актов, правительственных постановлений, приказов в области охраны здоровья населения и деятельности в сфере обращения ЛС;
63. основы концепции фармацевтической помощи;
64. принципы правового и государственного регулирования отношений в сфере обращения ЛС;
70. концепцию ценообразования на ЛС;
Владеть:
82. основными методами фармакоэкономики, планирования экономических показателей, формирования цен и анализа рыночных возможностей аптечных организаций;
83. приемами разработки бизнес-плана;
84. приемами проведения и документального оформления инвентаризации;
Иметь представление:
96. о системах лекарственного обеспечения за рубежом.
2. Узловые моменты теоретического материала по теме
1. Управление и экономика фармации: учебник под ред. В.Л. Багировой – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2004 г. – 720 с., стр. 236-248.
2. Лоскутова Е.К., Савельева З.А., Зайцева З.И. Финансово-экономический анализ деятельности аптечного предприятия. - М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1999. -176с., стр. 65-85.
3. ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения»
4. Лекционный материал
3. План проведения занятия.
- Составные элементы сбыта аптеки-разделы товарооборота.
- Объем реализации. Характеристика, особенности.
- Характеристика показателя «Объем реализации».
- Факторы, определяющие величину «Объем реализации».
- Особенности показателя «Объем реализации», его экономическая и социальная значимость.
- Структура объема реализации. Принципы деления объема реализации на составные части.
- Информация для прогноза объема реализации (внутренняя, внешняя, спрос, инфляция и т.д.).
- Методические подходы к прогнозированию объема реализации.
- Прогнозирование объема реализации населению.
- Расчет объема реализации ЛПУ.
- Методика распределения объема реализации населению и ЛПУ на составные части.
6. Разбор практической части занятия (5 мин).
7. Выполнение практической работы (70 мин) решение ситуационных задач и задач на расчет по вариантам, предложенным преподавателем
8. Проверка выполненного задания в практикуме, подписание рабочей тетради (10 мин).
9. Подведение итогов практического занятия, выдача домашнего задания – 5 мин.
4.Виды деятельности студента.
5.Оснащение занятия.
1. Практикум «Основы экономики аптек»
2. Федеральные законы, Постановления Правительства РФ, Приказы Минздравсоцразвития
3. Калькуляторы
Справочные схемы, таблицы
Схема 1.
Схема балансовой связи разделов товарооборота
Он и Ок (товарные запасы на начало и конец периода) |
Р = Он + П - Ок |
П(товарное обеспечение) |
||
Р(расход товаров – продажа и прочий расход) |
Схема 2.
Структура розничной реализации аптечной организации
Таблица 1
Структура объема реализации
Признак |
Составные части |
Характер потребителя Товарная номенклатура Способ продажи |
Объем продажи товаров населению для личного, семейного, домашнего использования. Объем продажи товаров организациям - институциональным потребителям (больницы, санатории, детские сады и т.д.), через которые осуществляется совместное потребление. Такая продажа может производиться как по безналичному, так и за наличный расчет Фармацевтические товары (ЛС, ИМН). Парафармацевтические товары (санитарно-гигиенические средства, предметы ухода за больными и др.). Прочие товары (медицинские приборы, посуда для медицинских целей и др.) Объем продаж по рецептам. Объем продаж по безрецептурному отпуску |
Таблица 2.
Матрица влияния ценовой эластичности на товарооборот организации
Повышение цены |
Товарооборот увеличивается |
Товарооборот остается неизменным |
Товарооборот уменьшается |
Понижение цены |
Товарооборот уменьшается |
Товарооборот остается неизменным |
Товарооборот увеличивается |
||ED|| < 1 |
||ED|| = 1 |
||ED|| > 1 |
|
Ценовая эластичность |
Таблица 3.
Лекарственные препараты |
||
Имеющие субституты, ЛП БРО |
ЖН и В, рецептурные ЛП |
|
эффералган |
нитроглицерин |
|
цена |
Р1 = 20 руб. (100 %) Р2 = 30 руб. (150 %) |
Р1 = 3 руб. (100 %) Р2 = 4 руб. (133,3 %) |
Объем спроса |
Q1 = 18 ст. (100 %) Q2 = 5 ст. (27,8%) |
Q1 = 15 ст. (100 %) Q2 = 12 ст. (80 %) |
Коэффициент ценовой эластичности Q1 - Q2 Р1 - Р2 Еd = ----------- / ------------ Q1 Р1 |
27,8 – 100 150 - 100 Еd = ----------- / ------------ = - 1,44 % 100 100 |
80 – 100 133,3 - 100 Еd = ----------- / --------------- = - 0,6 % 100 100 |
Характер спроса |
/Еd/ >1Þ спрос эластичный. Повышение Р на 1% приводит к падению Q на 1,44 %. |
/Еd/ <1Þ спрос неэластичный. Повышение Р на 1% приводит к падению Q на 0,6 %. |
Выручка от реализации ЛП до повышения цены V1 |
V1 = Р1 ´ Q1 V1 = 20 ´ 18 = 360 руб. |
V1 = Р1 ´ Q1 V1 = 3 ´ 15 = 45 руб. |
Выручка от реализации ЛП после повышения цены V2 |
V2 = Р2 ´ Q2 V2 = 30 ´ 5 = 150 руб. |
V2 = Р2 ´ Q2 V2 = 4 ´ 12 = 48 руб. |
Изменение выручки от реализации DV |
DV = V2 – V1 DV = 150-360 = 210 руб. |
DV = V2 – V1 DV = 48-45 = 3 руб. |
Вывод |
Выручка падает |
Выручка растет |
6. Входной контроль
1. Себестоимость реализованных товаров представляет собой:
а) объем реализации в ценах реализации;
б) объем реализации в ценах приобретения.
2. Качественные параметры реализации:
а) объем реализации за определенный период времени в рублях;
б) объем реализации на 1 жителя;
в) объем реализации на 1 работника аптеки;
г) реализация по группам товаров;
д) реализация ЛС по бесплатным и льготным рецептам.
3. Реализация ЛС и ИМН потребителям, организующим процесс их последующей перепродажи, называется:
а) розничной;
б) оптовой.
4. Найдите соответствие:
I - Факторы, способствующие росту объема продаж. II - Факторы, способствующие снижению объема продаж. |
а) старение населения; б) увеличение бюджетных ассигнований; в) отпуск ЛС по жизненно важным показаниям; г) повышение уровня социальной культуры; д) отпуск ЛС по рецептам врачей; е) законодательное регулирование рекламы. |
1 – а, б, г 2 – в, д, е
5. Процесс нарушения соответствия спроса и предложения в результате роста цен называется:
а) индексом цен;
б) инфляцией;
в) равновесной ценой;
г) потреблением ЛС на душу населения.
6. Показатель, характеризующий изменение цен за определенный период времени, называется:
а) индексом цен;
б) инфляцией;
в) равновесной ценой; г) потреблением ЛС на душу населения.
7. Определите факторы, оказывающие влияние:
I - на объем реализации населению
II - на объем реализации ЛПУ
а) реализация на 1 жителя по амбулаторным рецептам;
б) коечный фонд ЛПУ, эффективность его использования;
в) размер бюджетных ассигнований, выделяемых ЛПУ на закупку ЛП и ИМИ;
г) число амбулаторно-поликлинических посещений;
д) внебюджетные источники, используемые на приобретение ЛС (фонды
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.