распределять розничный объем реализации по кварталам, товарной номенклатуре, по видам товарооборота;
г) рассчитывать стоимость медикаментозной корзины и пролонгировать эти данные на показатель – объем реализации.
1. Цели занятия
Уметь:
39. Проводить анализ и прогнозировать объем реализации;
Знать:
62. основные положения законодательных актов, правительственных постановлений, приказов в области охраны здоровья населения и деятельности в сфере обращения ЛС;
63. основы концепции фармацевтической помощи;
64. принципы правового и государственного регулирования отношений в сфере обращения ЛС;
70. концепцию ценообразования на ЛС;
Владеть:
82. основными методами фармакоэкономики, планирования экономических показателей, формирования цен и анализа рыночных возможностей аптечных организаций;
83. приемами разработки бизнес-плана;
84. приемами проведения и документального оформления инвентаризации;
Иметь представление:
96. о системах лекарственного обеспечения за рубежом.
2. Узловые моменты теоретического материала по теме
1. Управление и экономика фармации: учебник под ред. В.Л. Багировой – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2004 г. – 720 с., стр. 236-248.
2. Лоскутова Е.К., Савельева З.А., Зайцева З.И. Финансово-экономический анализ деятельности аптечного предприятия. - М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1999. -176с., стр. 65-85.
3. ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения»
4. Лекционный материал
3. План проведения занятия.
- Составные элементы сбыта аптеки-разделы товарооборота.
- Объем реализации. Характеристика, особенности.
- Характеристика показателя «Объем реализации».
- Факторы, определяющие величину «Объем реализации».
- Особенности показателя «Объем реализации», его экономическая и социальная значимость.
- Структура объема реализации. Принципы деления объема реализации на составные части.
- Информация для прогноза объема реализации (внутренняя, внешняя, спрос, инфляция и т.д.).
- Методические подходы к прогнозированию объема реализации.
- Прогнозирование объема реализации населению.
- Расчет объема реализации ЛПУ.
- Методика распределения объема реализации населению и ЛПУ на составные части.
6. Разбор практической части занятия (5 мин).
7. Выполнение практической работы (70 мин) решение ситуационных задач и задач на расчет по вариантам, предложенным преподавателем
8. Проверка выполненного задания в практикуме, подписание рабочей тетради (10 мин).
9. Подведение итогов практического занятия, выдача домашнего задания – 5 мин.
4.Виды деятельности студента.
5.Оснащение занятия.
1. Практикум «Основы экономики аптек»
2. Федеральные законы, Постановления Правительства РФ, Приказы Минздравсоцразвития
3. Калькуляторы
Справочные схемы, таблицы
Схема 1.
Схема балансовой связи разделов товарооборота
|
Он и Ок
|
|
Р = Он + П - Ок |
|
П(товарное обеспечение) |
Р(расход товаров – продажа и прочий расход) |
Схема 2.
Структура розничной реализации аптечной организации

Таблица 1
Структура объема реализации
|
Признак |
Составные части |
|
Характер потребителя Товарная номенклатура Способ продажи |
Объем продажи товаров населению для личного, семейного, домашнего использования. Объем продажи товаров организациям - институциональным потребителям (больницы, санатории, детские сады и т.д.), через которые осуществляется совместное потребление. Такая продажа может производиться как по безналичному, так и за наличный расчет Фармацевтические товары (ЛС, ИМН). Парафармацевтические товары (санитарно-гигиенические средства, предметы ухода за больными и др.). Прочие товары (медицинские приборы, посуда для медицинских целей и др.) Объем продаж по рецептам. Объем продаж по безрецептурному отпуску |
Таблица 2.
Матрица влияния ценовой эластичности на товарооборот организации
|
Повышение цены |
Товарооборот увеличивается |
Товарооборот остается неизменным |
Товарооборот уменьшается |
|
Понижение цены |
Товарооборот уменьшается |
Товарооборот остается неизменным |
Товарооборот увеличивается |
|
||ED|| < 1 |
||ED|| = 1 |
||ED|| > 1 |
|
Ценовая эластичность |
|||
Таблица 3.
|
Лекарственные препараты |
||
|
Имеющие субституты, ЛП БРО |
ЖН и В, рецептурные ЛП |
|
|
эффералган |
нитроглицерин |
|
|
цена |
Р1 = 20 руб. (100 %) Р2 = 30 руб. (150 %) |
Р1 = 3 руб. (100 %) Р2 = 4 руб. (133,3 %) |
|
Объем спроса |
Q1 = 18 ст. (100 %) Q2 = 5 ст. (27,8%) |
Q1 = 15 ст. (100 %) Q2 = 12 ст. (80 %) |
|
Коэффициент ценовой эластичности Q1 - Q2 Р1 - Р2 Еd = ----------- / ------------ Q1 Р1 |
27,8 – 100 150 - 100 Еd = ----------- / ------------ = - 1,44 % 100 100 |
80 – 100 133,3 - 100 Еd = ----------- / --------------- = - 0,6 % 100 100 |
|
Характер спроса |
/Еd/ >1Þ спрос эластичный. Повышение Р на 1% приводит к падению Q на 1,44 %. |
/Еd/ <1Þ спрос неэластичный. Повышение Р на 1% приводит к падению Q на 0,6 %. |
|
Выручка от реализации ЛП до повышения цены V1 |
V1 = Р1 ´ Q1 V1 = 20 ´ 18 = 360 руб. |
V1 = Р1 ´ Q1 V1 = 3 ´ 15 = 45 руб. |
|
Выручка от реализации ЛП после повышения цены V2 |
V2 = Р2 ´ Q2 V2 = 30 ´ 5 = 150 руб. |
V2 = Р2 ´ Q2 V2 = 4 ´ 12 = 48 руб. |
|
Изменение выручки от реализации DV |
DV = V2 – V1 DV = 150-360 = 210 руб. |
DV = V2 – V1 DV = 48-45 = 3 руб. |
|
Вывод |
Выручка падает |
Выручка растет |
6. Входной контроль
1. Себестоимость реализованных товаров представляет собой:
а) объем реализации в ценах реализации;
б) объем реализации в ценах приобретения.
2. Качественные параметры реализации:
а) объем реализации за определенный период времени в рублях;
б) объем реализации на 1 жителя;
в) объем реализации на 1 работника аптеки;
г) реализация по группам товаров;
д) реализация ЛС по бесплатным и льготным рецептам.
3. Реализация ЛС и ИМН потребителям, организующим процесс их последующей перепродажи, называется:
а) розничной;
б) оптовой.
4. Найдите соответствие:
|
I - Факторы, способствующие росту объема продаж. II - Факторы, способствующие снижению объема продаж. |
а) старение населения; б) увеличение бюджетных ассигнований; в) отпуск ЛС по жизненно важным показаниям; г) повышение уровня социальной культуры; д) отпуск ЛС по рецептам врачей; е) законодательное регулирование рекламы. |
1 – а, б, г 2 – в, д, е
5. Процесс нарушения соответствия спроса и предложения в результате роста цен называется:
а) индексом цен;
б) инфляцией;
в) равновесной ценой;
г) потреблением ЛС на душу населения.
6. Показатель, характеризующий изменение цен за определенный период времени, называется:
а) индексом цен;
б) инфляцией;
в) равновесной ценой; г) потреблением ЛС на душу населения.
7. Определите факторы, оказывающие влияние:
I - на объем реализации населению
II - на объем реализации ЛПУ
а) реализация на 1 жителя по амбулаторным рецептам;
б) коечный фонд ЛПУ, эффективность его использования;
в) размер бюджетных ассигнований, выделяемых ЛПУ на закупку ЛП и ИМИ;
г) число амбулаторно-поликлинических посещений;
д) внебюджетные источники, используемые на приобретение ЛС (фонды
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.