Рассчитывать валовую и чистую прибыль, определять пути максимизации прибыли и минимизации убытков;
43. Рассчитывать точку и строить графики безубыточности производства.
58. Анализировать и составлять основные разделы бизнес-плана аптечного учреждения: торговый план, производства, финансовый план.
Знать:
62. основные положения законодательных актов, правительственных постановлений, приказов в области охраны здоровья населения и деятельности в сфере обращения ЛС;
63. основы концепции фармацевтической помощи;
71. основы экономики и учета хозяйственно-финансовой деятельности аптеки;
Владеть:
82. основными методами фармакоэкономики, планирования экономических показателей, формирования цен и анализа рыночных возможностей аптечных организаций;
83. приемами разработки бизнес-плана;
Иметь представление:
96. о системах лекарственного обеспечения за рубежом.
2. Узловые моменты теоретического материала по теме
1. Управление и экономика фармации: учебник под ред. В.Л. Багировой – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2004 г. – 720 с., стр. 273-278
2. Лоскутова Е.К. Савельева З.А., Зайцева З.И. Финансово-экономический анализ деятельности аптечного предприятия, - М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1999. -С. 135-157.
3. Финансовый менеджмент: Руководство по технике эффективного менеджмента. - CARANA Corporation - USAID - RFC - М. 1998 - С. 150-160.
4. Лекционный материал.
3. План проведения занятия.
1. Вводное слово преподавателя. Постановка целей и задач занятия. – 5 мин.
2. Ответы преподавателя на вопросы студентов – 5 мин.
3. Входной контроль по вопросам для контроля и коррекции исходного уровня знаний – 30 мин.
4. Проверка входного контроля – 10 мин.
5. Разбор теоретического материала по теме по вопросам для самоподготовки (40 мин):
- Сущность прибыли фармацевтической организации. Функции прибыли.
- Уровни формирования прибыли.
- Основные направления анализа прибыли.
- изучение факторов, влияющих на величину валовой прибыли
- количественная оценка влияния отдельных факторов
- Методы планирования валовой прибыли
- метод прямого счета
- метод, учитывающий динамику рентабельности
- метод расчета уровня торговой наценки, обеспечивающего заданный уровень валовой прибыли
- метод на основе установления соотношений показателей объема продаж, валового дохода и валовых издержек.
6. Разбор практической части занятия (5 мин).
7. Выполнение практической работы (70 мин) решение ситуационных задач и задач на расчет по вариантам, предложенным преподавателем
8. Проверка выполненного задания в практикуме, подписание рабочей тетради (10 мин).
9. Подведение итогов практического занятия, выдача домашнего задания – 5 мин.
4.Виды деятельности студента.
5.Оснащение занятия.
Справочные схемы, таблицы
Схема 3.
Схема формирования чистой прибыли
Таблица 1
Влияние уровня эластичности спроса на изменения валовой прибыли
Значение эластичности |
Характерис-тика спроса |
Увеличение цены |
Уменьшение цены |
||
Поведение покупателей |
Валовая прибыль |
Поведение покупателей |
Валовая прибыль |
||
Е<-1 |
Эластичный |
Уменьшают закупки быстрее, чем растет цена |
Падает |
Повышают закупки быстрее, чем растет цена |
Растет |
Е=1 |
Единичный |
Спрос падает теми же темпами, что и увеличивается цена |
Не изменяется |
Спрос растет теми же темпами, что и уменьшается цена |
Не изменяется |
0>Е>-1 |
Неэластич-ный |
Уменьшают закупки медленнее, чем растет цена |
Повышают закупки медленнее, чем падает цена |
||
Е = 0 |
Постоянный |
Спрос не меняется |
Растет |
Спрос не меняется |
Падает |
Е>0 |
Аномальный |
Увеличивают закупки с увеличением цен |
Уменьшают закупки с уменьшением цен |
Взаимосвязь «цена — прибыль»
Изменение прибыли |
Изменение цены |
|
Повышается |
Понижается |
|
Прибыль увеличивается |
Рынок нечувствителен к ценам (неэластичный спрос) |
Более низкие цены ведут к расширению емкости рынка быстрее, чем падают прибыли |
Первоначально цена товара была занижена, покупатели могут заплатить больше (товарный дефицит) |
Эластичный спрос |
|
Производственные мощности ограничены, спрос, заказы превышают возможности предприятия |
Первоначально цена товара была завышена, спрос был ограничен, после снижения цены он резко расширился |
|
Более высокие цены делают товар привлекательнее для покупателя |
Издержки производства единицы товара уменьшаются быстрее, чем реализационная цена |
|
Повышение цен конкурентами в отрасли |
Более низкие цены открывают выход на новые рынки |
|
Уход с рынка ряда конкурентов |
||
Прибыль уменьшается |
Увеличение цен на реализацию продукции не компенсирует повышение издержек (инфляция издержек) |
Рынок нечувствителен к более низким ценам, объем продаж остается относительно постоянным (неэластичный спрос) |
Первоначальные цены были «правильными», продажи уменьшаются быстрее, чем увеличивается выручка от реализации (эластичный рынок) |
Первоначальные цены были «правильными», после снижения цен продажи не выросли (неэластичный рынок) |
|
Ответное понижение цен конкурентами (установление более низких цен в отрасли) и отсутствие новых покупателей |
||
Уход с рынка |
||
Цены были уменьшены исключительно для увеличения доли продаж предприятия на рынке |
||
Предотвращение внедрение на рынок новых конкурентов |
6. Входной контроль
1. Найдите соответствие:
I - источник внереализационной прибыли; II - внереализационный убыток. |
а) сдача имущества в аренду; б) дооценка товаров; в) уценка товаров; г) недостача материальных ценностей; д) полученные штрафы; е) положительные курсовые разницы по валютным счетам. |
1 – а, б, (д), е 2 – в, г, (д)
2. Факторы, влияющие на доходы от реализации товаров:
а) объем реализации;
б) размер затрат;
в) ценовая политика;
г) организация закупочной деятельности.
3. Разница между валовой прибылью и суммой налоговых платежей, уплачиваемой за счет прибыли, представляет собой:
а) бухгалтерскую прибыль; б) экономическую прибыль;
в) чистую прибыль;
г) среднюю прибыль.
4. Объем продаж в стоимостном или натуральном измерении, при котором аптека покрывает все свои постоянные и переменные затраты, называется:
а) точкой безубыточности;
б) запасом финансовой прочности;
в) эффектом операционного рычага;
г) операционным левериджем.
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ.
Задача 1. Запланируйте прибыль и рентабельность аптеки «Фарко», если объем реализации установлен 440 млн. руб., сумма торговых наложений – 132 млн. руб., сумма издержек обращения – 83 млн. руб. Расчет рентабельности произвести двумя способами.
Алгоритм выполнения задания
1 этап. Рассчитайте прибыль по формуле:
132 – 83 = 49 млн. руб.
2 этап. Рассчитайте рентабельность по формуле:
Re = ------------------------- ´ 100%
Объем реализации
Re = 49 млн. руб. / 440 млн. руб. х 100 % = 11,14 %
3 этап. Рассчитайте уровень торговых наложений по формуле:
Объем реализации
Ут/н = 132 / 440 х 100% = 30%
4 этап. Рассчитайте уровень издержек обращения по формуле:
Сумма издержек обращения
Уи/о = ---------------------------------------- ´ 100%
Уи/о = 83 / 440 х 100 % = 18,86%
5 этап. Рассчитайте рентабельность по формуле: Р = Ут/н – Уи/о
Р = 30% - 18,86% = 11,14%
Задача 2. Определите операционную и балансовую прибыль аптеки «Иванна», если сумма торговых наложений составила 95 тыс. руб., дооценка по лабораторно-фасовочным работам – 12 тыс. руб., доходы по операциям с тарой – 0,32 тыс. руб., издержки обращения – 63 тыс. руб.
Алгоритм выполнения задания
1 этап. Рассчитайте сумму операционной прибыли по формуле:
ОП = 95 – 63 = 32 тыс. руб.
2 этап. Рассчитайте сумму балансовой прибыли по формуле:
БП = 32 + 12 + 0,32 = 44,32 тыс. руб.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ.
ЗАДАНИЕ 1. РАССЧИТАТЬ ПРЕДЕЛЬНУЮ ТОРГОВУЮ НАДБАВКУ И МАРЖУ Исходные данные в таблице 1.
Таблица 1.
Вариант |
ЛП |
Розничная Цена, руб |
Оптовая Цена, руб. |
Сумма ТН, руб. |
% ТН |
Маржа,% |
Пример для преподавателей |
ЛП |
625 |
500 |
125 |
25 |
20 |
Вариант 1 |
Парацетамол |
62,5 |
50,0 |
12,5 |
25 |
20 |
Вариант 2 |
Фарматекс |
210 |
140,0 |
70 |
50 |
33,3 |
Вариант 3 |
Фервекс |
199,8 |
133,2 |
66,6 |
50 |
33,3 |
Вариант 4 |
Аспирин |
106 |
53 |
53 |
100 |
50 |
Вариант 5 |
Тайлед минт |
600 |
400 |
200 |
50 |
33,3 |
Алгоритм выполнения задания
1 этап. Определите сумму торгового наложения (Σ TH) как разницу между розничной и оптовой ценой.
625-500 = 125 (руб.)
2 этап. Определите уровень торговой надбавки (Ур.ТН) по формуле:
Ур.ТН(%) = Σ ТН / оптовая цена х 100%
125 / 500 х 100 = 50 (%)
3 этап. Определите торговую маржу по формуле: Торговая маржа (%) = ∑ ТН / розничная цена х 100%
125/625 х 100 = 20 (%)
4 этап. Сделайте вывод о соответствии уровня торговой надбавки и маржи.
Для того чтобы иметь маржу 20% уровень торг. надб. Должен быть 25%
ЗАДАНИЕ 2. РАССЧИТАТЬ ВАЛОВУЮ ПРИБЫЛЬ В СУММЕ И УРОВНЕ, ЧИСТУЮ ПРИБЫЛЬ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ДЛЯ ГОДА Е.
Исходные данные в таблице 2
Таблица 2.
Показатель |
год А |
год В |
год С |
год D |
год Е |
|
фактические данные |
||||||
Пример для преподавателей |
Объем реализации в розничных ценах, млн. руб. |
23,0 |
||||
Уровень валовой прибыли, % |
13,0 |
12,9 |
12,8 |
12,7 |
12,6 |
|
Сумма валовой прибыли, млн. руб. |
2,9 |
|||||
Издержки, млн. руб. |
1,9 |
|||||
Сумма чистой прибыли, млн. руб. |
1,0 |
|||||
Рентабельность, % |
4,35 |
|||||
Вариант 1 |
Объем реализации в розничных ценах, млн. руб. |
23,0 |
||||
Уровень валовой прибыли, % |
13,0% |
12,9% |
12,8% |
12,7% |
12,6 |
|
Сумма валовой прибыли, млн. руб. |
2,9 |
|||||
Издержки, млн. руб. |
1,9 |
|||||
Сумма чистой прибыли, млн. руб. |
1,0 |
|||||
Рентабельность, % |
4,35 |
|||||
Вариант 2 |
Объем реализации в розничных ценах, млн. руб. |
40,0 |
||||
Уровень валовой прибыли, % |
12,2% |
12,2% |
12,2% |
12,2% |
12,2 |
|
Сумма валовой прибыли, млн. руб. |
4,88 |
|||||
Издержки, млн. руб. |
2,88 |
|||||
Сумма чистой прибыли, млн. руб. |
2 |
|||||
Рентабельность, % |
5 |
|||||
Вариант 3 |
Объем реализации в розничных ценах, млн. руб. |
25,0 |
||||
Уровень валовой прибыли, % |
14,0% |
13,9% |
13,8% |
13,7% |
13,6 |
|
Сумма валовой прибыли, млн. руб. |
3,4 |
|||||
Издержки, млн. руб. |
2,25 |
|||||
Сумма чистой прибыли, млн. руб. |
1,15 |
|||||
Рентабельность, % |
4,6 |
|||||
Вариант 4 |
Объем реализации в розничных ценах, млн. руб. |
35,0 |
||||
Уровень валовой прибыли, % |
13,8% |
12,0% |
12,2% |
12,4% |
11,93 |
|
Сумма валовой прибыли, млн. руб. |
4,18 |
|||||
Издержки, млн. руб. |
2,81 |
|||||
Сумма чистой прибыли, млн. руб. |
1,37 |
|||||
Рентабельность, % |
3,91 |
|||||
Вариант 5 |
Объем реализации в розничных ценах, млн. руб. |
40,5 |
||||
Уровень валовой прибыли, % |
11,7 |
11,6 |
11,5 |
11,4 |
11,3 |
|
Сумма валовой прибыли, млн. руб. |
4,58 |
|||||
Издержки, млн. руб. |
2,78 |
|||||
Сумма чистой прибыли, млн. руб. |
1,8 |
|||||
Рентабельность, % |
4,44 |
Алгоритм выполнения задания
1 этап. Выявить тенденцию в изменении валовой прибыли в %, и перенести
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.