Методические рекомендации к практическому занятию по теме: «Прогнозирование прибыли, принципы максимизации прибыли в краткосрочном периоде»

Страницы работы

15 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Рассчитывать валовую и чистую прибыль, определять пути максимизации прибыли и минимизации убытков;

43. Рассчитывать точку и строить графики безубыточности производства.

58. Анализировать и составлять основные разделы бизнес-плана аптечного учреждения: торговый план, производства, финансовый план.

Знать:

62. основные положения законодательных актов, правительственных постановлений, приказов в области  охраны здоровья населения и деятельности в сфере обращения ЛС;

63. основы концепции фармацевтической помощи;

71. основы экономики и учета  хозяйственно-финансовой деятельности аптеки;

Владеть:

82. основными   методами   фармакоэкономики,   планирования экономических показателей, формирования цен и анализа рыночных возможностей аптечных организаций;

83. приемами разработки бизнес-плана;

Иметь представление:

96. о системах лекарственного обеспечения за рубежом.

2. Узловые моменты теоретического материала по теме

1.  Управление и экономика фармации: учебник под ред. В.Л. Багировой – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2004 г. – 720 с., стр. 273-278

2.  Лоскутова Е.К. Савельева З.А., Зайцева З.И. Финансово-экономический анализ деятельности аптечного предприятия, - М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1999. -С. 135-157.

3.  Финансовый менеджмент: Руководство по технике эффективного менеджмента. - CARANA Corporation - USAID - RFC - М. 1998 - С. 150-160.

4.  Лекционный материал.

3. План проведения занятия.

1. Вводное слово преподавателя. Постановка целей и задач занятия. – 5 мин.

2. Ответы преподавателя на вопросы студентов – 5 мин.

3. Входной контроль по вопросам для контроля и коррекции исходного уровня знаний – 30 мин.

4. Проверка входного контроля – 10 мин.

5. Разбор теоретического материала по теме по вопросам для самоподготовки (40 мин):

-  Сущность прибыли фармацевтической организации. Функции прибыли.

-  Уровни формирования прибыли.

-  Основные направления анализа прибыли.

-  изучение факторов, влияющих на величину валовой прибыли

-  количественная оценка влияния отдельных факторов

-  Методы планирования валовой прибыли

-  метод прямого счета

-  метод, учитывающий динамику рентабельности

-  метод расчета уровня торговой наценки, обеспечивающего заданный уровень валовой прибыли

-  метод на основе установления соотношений показателей объема продаж, валового дохода и валовых издержек.

6. Разбор практической части занятия (5 мин).

7. Выполнение практической работы (70 мин) решение ситуационных задач и задач на расчет по вариантам, предложенным преподавателем

8. Проверка выполненного задания в практикуме, подписание  рабочей тетради (10 мин).

9. Подведение итогов практического занятия, выдача домашнего задания – 5 мин.

4.Виды деятельности студента.

  1. отвечает на вопросы;
  2. выполняет задания тестового контроля;
  3. решает ситуационные задачи;
  4. выполняет практические задания -
  5. рассчитывает валовую и чистую прибыль методом прямого счета, определяет пути максимизации прибыли и минимизации убытков.

5.Оснащение занятия.

  1. Практикум «Основы экономики аптек»
  2. Федеральные законы, Постановления Правительства РФ, Приказы Минздравсоцразвития
  3. Калькуляторы

Справочные схемы, таблицы

Схема 1. 

Схема формирования валовой прибыли.

Схема 2.

Порядок формирования чистой прибыли

Схема 3.

Схема формирования чистой прибыли

Таблица 1

Влияние уровня эластичности спроса на изменения валовой прибыли

Значение эластичности

Характерис-тика спроса

Увеличение цены

Уменьшение цены

Поведение покупателей

Валовая прибыль

Поведение покупателей

Валовая прибыль

Е<-1

Эластичный

Уменьшают закупки быстрее, чем растет цена

Падает

Повышают закупки быстрее, чем растет цена

Растет

Е=1

Единичный

Спрос падает теми же темпами, что и увеличивается цена

Не изменяется

Спрос растет теми же темпами, что и уменьшается цена

Не изменяется

0>Е>-1

Неэластич-ный

Уменьшают закупки медленнее, чем растет цена

Повышают закупки медленнее, чем падает цена

Е = 0

Постоянный

Спрос не меняется

Растет

Спрос не меняется

Падает

Е>0

Аномальный

Увеличивают закупки с увеличением цен

Уменьшают закупки с уменьшением цен

Таблица 2

Взаимосвязь «цена — прибыль»

Изменение прибыли

Изменение цены

Повышается

Понижается

Прибыль увеличивается

Рынок нечувствителен к ценам (неэластичный спрос)

Более низкие цены ведут к расширению емкости рынка быстрее, чем падают прибыли

Первоначально цена товара была занижена, покупатели могут заплатить больше (товарный дефицит)

Эластичный спрос

Производственные мощности ограничены, спрос, заказы превышают возможности предприятия

Первоначально цена товара была завышена, спрос был ограничен, после снижения цены он резко расширился

Более высокие цены делают товар привлекательнее для покупателя

Издержки производства единицы товара уменьшаются быстрее, чем реализационная цена

Повышение цен конкурентами в отрасли

Более низкие цены открывают выход на новые рынки

Уход с рынка ряда конкурентов

Прибыль уменьшается

Увеличение цен на реализацию продукции не компенсирует повышение издержек (инфляция издержек)

Рынок нечувствителен к более низким ценам, объем продаж остается относительно постоянным (неэластичный спрос)

Первоначальные цены были «правильными», продажи уменьшаются быстрее, чем увеличивается выручка от реализации (эластичный рынок)

Первоначальные цены были «правильными», после снижения цен продажи не выросли (неэластичный рынок)

Ответное понижение цен конкурентами (установление более низких цен в отрасли) и отсутствие новых покупателей

Уход с рынка

Цены были уменьшены исключительно для увеличения доли продаж предприятия на рынке

Предотвращение внедрение на рынок новых конкурентов

6. Входной контроль

1. Найдите соответствие:

I - источник внереализационной прибыли;

II - внереализационный убыток.

а) сдача имущества в аренду;

б) дооценка товаров;

в) уценка товаров;

г) недостача материальных ценностей;

д) полученные штрафы;

е) положительные курсовые разницы по валютным счетам.

1 – а, б, (д), е                 2 – в, г, (д)

2. Факторы, влияющие на доходы от реализации товаров:

а) объем реализации;

б) размер затрат;

в) ценовая политика;

г) организация закупочной деятельности.

3. Разница между валовой прибылью и суммой налоговых платежей, уплачиваемой за счет прибыли, представляет собой:

а) бухгалтерскую прибыль; б) экономическую прибыль;

в) чистую прибыль;

г) среднюю прибыль.

4. Объем продаж в стоимостном или натуральном измерении, при котором аптека покрывает все свои постоянные и переменные затраты, называется:

а) точкой безубыточности;

б) запасом финансовой прочности;

в) эффектом операционного рычага;

г) операционным левериджем.

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ.

Задача 1.  Запланируйте прибыль и рентабельность аптеки «Фарко», если объем реализации установлен 440 млн. руб., сумма торговых наложений – 132 млн. руб., сумма издержек обращения – 83 млн. руб. Расчет рентабельности произвести двумя способами.

Алгоритм выполнения задания

1 этап. Рассчитайте прибыль по формуле:

Прибыль = сумма торговых наложений – сумма издержек обращения  ´   100%

132 – 83 = 49 млн. руб.

2 этап. Рассчитайте рентабельность по формуле:

Прибыль

Re = ------------------------- ´ 100%

Объем реализации

Re = 49 млн. руб. / 440 млн. руб. х 100 % = 11,14 %

3 этап. Рассчитайте уровень торговых наложений по формуле:

Сумма торговых наложений

Ут/н = -------------------------------------- ´  100%

Объем реализации

Ут/н = 132 / 440 х 100% = 30%

4 этап. Рассчитайте уровень издержек обращения по формуле:

Сумма издержек обращения

Уи/о = ---------------------------------------- ´  100%

Объем реализации

Уи/о = 83 / 440 х 100 %  = 18,86%

5 этап. Рассчитайте рентабельность по формуле:         Р = Ут/н – Уи/о

Р = 30% - 18,86% = 11,14%

Задача 2. Определите операционную и балансовую прибыль аптеки «Иванна», если сумма торговых наложений составила 95 тыс. руб., дооценка по лабораторно-фасовочным работам – 12 тыс. руб., доходы по операциям с тарой – 0,32 тыс. руб., издержки обращения – 63 тыс. руб.

Алгоритм выполнения задания

1 этап. Рассчитайте сумму операционной прибыли по формуле:

ОП = сумма торговых наложений – сумма издержек обращения

ОП = 95 – 63 = 32 тыс. руб.

2 этап. Рассчитайте сумму балансовой прибыли по формуле:

БП = ОП + непланируемые доходы – непланируемые расходы

БП = 32 + 12 + 0,32 = 44,32 тыс. руб.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ.

ЗАДАНИЕ 1. РАССЧИТАТЬ ПРЕДЕЛЬНУЮ ТОРГОВУЮ НАДБАВКУ И МАРЖУ Исходные данные в таблице 1.

Таблица 1.

Вариант

ЛП

Розничная Цена, руб

Оптовая Цена, руб.

Сумма ТН, руб.

% ТН

Маржа,%

Пример для преподавателей

ЛП

625

500

125

25

20

Вариант 1

Парацетамол

62,5

50,0

12,5

25

20

Вариант 2

Фарматекс

210

140,0

70

50

33,3

Вариант 3

Фервекс

199,8

133,2

66,6

50

33,3

Вариант 4

Аспирин

106

53

53

100

50

Вариант 5

Тайлед минт

600

400

200

50

33,3

Алгоритм выполнения задания

1 этап. Определите сумму торгового наложения (Σ TH) как разницу между розничной и оптовой ценой.

625-500 = 125 (руб.)

2 этап. Определите уровень торговой надбавки (Ур.ТН) по формуле:

Ур.ТН(%) = Σ ТН / оптовая цена х 100%

125 / 500 х 100 = 50 (%)

3 этап. Определите торговую маржу по формуле:  Торговая маржа (%) = ∑ ТН / розничная цена х 100%

125/625 х 100 = 20 (%)

4 этап. Сделайте вывод о соответствии уровня торговой надбавки и маржи.

Для того чтобы иметь маржу 20% уровень торг. надб. Должен быть 25%

ЗАДАНИЕ 2. РАССЧИТАТЬ ВАЛОВУЮ ПРИБЫЛЬ В СУММЕ И УРОВНЕ, ЧИСТУЮ ПРИБЫЛЬ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ДЛЯ ГОДА Е.

Исходные данные в таблице 2

Таблица 2.

Показатель

год А

год В

год С

год D

год Е

фактические данные

Пример для преподавателей

Объем реализации в розничных ценах, млн. руб.

23,0

Уровень валовой прибыли, %

13,0

12,9

12,8

12,7

12,6

Сумма валовой прибыли, млн. руб.

2,9

Издержки, млн. руб.

1,9

Сумма чистой прибыли, млн. руб.

1,0

Рентабельность, %

4,35

Вариант 1

Объем реализации в розничных ценах, млн. руб.

23,0

Уровень валовой прибыли, %

13,0%

12,9%

12,8%

12,7%

12,6

Сумма валовой прибыли, млн. руб.

2,9

Издержки, млн. руб.

1,9

Сумма чистой прибыли, млн. руб.

1,0

Рентабельность, %

4,35

Вариант 2

Объем реализации в розничных ценах, млн. руб.

40,0

Уровень валовой прибыли, %

12,2%

12,2%

12,2%

12,2%

12,2

Сумма валовой прибыли, млн. руб.

4,88

Издержки, млн. руб.

2,88

Сумма чистой прибыли, млн. руб.

2

Рентабельность, %

5

Вариант 3

Объем реализации в розничных ценах, млн. руб.

25,0

Уровень валовой прибыли, %

14,0%

13,9%

13,8%

13,7%

13,6

Сумма валовой прибыли, млн. руб. 

3,4

Издержки, млн. руб.

2,25

Сумма чистой прибыли, млн. руб.

1,15

Рентабельность, %

4,6

Вариант 4

Объем реализации в розничных ценах, млн. руб. 

35,0

Уровень валовой прибыли, %

13,8%

12,0%

12,2%

12,4%

11,93

Сумма валовой прибыли, млн. руб.

4,18

Издержки, млн. руб.

2,81

Сумма чистой прибыли, млн. руб.

1,37

Рентабельность, %

3,91

Вариант 5

Объем реализации в розничных ценах, млн. руб. 

40,5

Уровень валовой прибыли, %

11,7

11,6

11,5

11,4

11,3

Сумма валовой прибыли, млн. руб.

4,58

Издержки, млн. руб.

2,78

Сумма чистой прибыли, млн. руб.

1,8

Рентабельность, %

4,44

Алгоритм выполнения задания

1 этап. Выявить тенденцию в изменении валовой прибыли в %, и перенести

Похожие материалы

Информация о работе