интеграционного процесса путем включения в него сфер внешней политики и безопасности, а также сотрудничества полиций и судов в уголовно-правовой сфере. Следует четко понимать, что именно успехи в экономической сфере интеграции сделали возможным дальнейшее развитие интеграции по новым направлениям. С другой стороны, страны-участницы Европейского Союза осознавали, что согласованность их позиций во внешней политике и совместная деятельность по борьбе с преступностью сделали бы экономическое развитие еще более плодотворным. Именно для развития новых сфер интеграции (неэкономических) был разработан и впоследствии принят Маастрихтский договор, учредивший Европейский Союз (1992 г.).
Проанализируйте структуру Европейского Союза. Что такое «опоры» Европейского Союза? В силу каких причин организация Европейский Союз была создана как синтез трех различных структурных компонентов («опор»)? В чем качественное отличие второй и третей «опор» от первой.
Изучите проблему правового статуса и международной правосубъектности Европейского Союза. Подумайте, почему создатели Европейского Союза не определили правовой статус этой организации и не наделили ее международной правосубъектностью. Подумайте, какой из моделей интеграции (функционалистская, федералистская, конфедералистская) в большей мере соответствует сегодняшний Европейский Союз. При ответе на этот вопрос необходимо подготовить четкую систему аргументаций и проанализировать, какие черты Европейского Союза свойственны федеративному (или конфедеративному) государству, а какие черты говорят о его сходстве с международными организациями.
Рассматривая вопрос о компетенции ЕС, постарайтесь четко определить для себя в первую очередь содержание принципов наделения компетенцией, субсидиарностью и пропорциональностью, лежащих в основе разграничения компетенции между Европейским Союзом и государствами-членами.
Регламентации принципов пропорциональности и субсидиарности специально посвящен отдельный Протокол о принципе пропорциональности и субсидиарности, приложенный к Амстердамскому договору 1997 г. Пропорциональность означает, что 1) Европейские сообщества и Европейский Союз должны осуществлять свои полномочия в соответствии и для достижения тех целей и задач, которые перед ними стоят и которые закреплены в учредительных договорах; 2) каждый из институтов ЕС должен действовать строго в пределах своей компетенции, определяемой учредительными договорами и нормами вторичного права. Принцип субсидиарности применяется только вне сферы исключительного ведения Сообщества и Союза и означает, что в тех случаях, когда решение той или иной проблемы с большим успехом может быть достигнуто на уровне национальных государств-членов, Сообщества и Союз должны воздерживаться от вмешательства в решение проблемы. В тех случаях, когда решение проблемы невозможно усилиями одного государства, она должна быть передана на уровень интеграционных образований.
В связи со сложной внутренней структурой Европейского Союза, его компетенцию также следует анализировать отдельно для каждой «опоры». Какие направления составляют исключительную компетенцию Европейского Союза? При исследовании данной проблемы не следует подробно останавливаться на компетенции Европейских сообществ, поскольку этот вопрос рассматривался
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.