МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
«Республиканский институт профессионального образования»
кафедра менеджмента и социально-философских дисциплин
Допущена к защите
заведующий кафедрой
___________________
«____»___________2007 г.
Дипломная работа
«Организация социально-педагогической работы с семьей,
воспитывающей детей
с особенностями психофизического развития»
Выполнила: Андрианова Светлана Петровна Группа 975-3 |
|
Руководитель: Капелевич Татьяна Сергеевна старший преподаватель кафедры МиСФД УО РИПО |
Минск 2007
ВВЕДЕНИЕ |
и |
ГЛАВА 1. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ЗА РУБЕЖОМ |
|
1.1. Историко-теоретические подходы к оказанию помощи детям с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь и за рубежом |
10 |
1.2. Законодательство Республики Беларусь в области социально-педагогической работы с детьми с особенностями психофизического развития |
18 |
Выводы по 1 главе |
24 |
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 2.1. Специфика социализации детей с особенностями психофизического развития в семье |
25 |
2.2. Кризисные периоды развития семей с детьми с особенностями психофизического развития |
32 |
2.3. Социально-педагогическая поддержка семей, воспитывающих детей с особенностями психофизического развития |
35 |
Выводы по 2 главе |
39 |
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ3.1. Подготовка к проведению и организация экспериментального исследования |
40 |
3.2. Организация практической работы социального педагога с семьями, воспитывающими детей с особенностями психофизического развития |
53 |
3.3. Программа раннего вмешательства в развитие ребенка |
57 |
Выводы по 3 главе |
61 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
62 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ |
63 |
ПРИЛОЖЕНИЯ |
67 |
ВВЕДЕНИЕ
Проблема здоровья и детской инвалидности в Республике Беларусь с каждым годом становится все более актуальной. Данные медицинской статистики свидетельствуют об увеличении в последние годы заболеваний у детей, которые в значительной степени обусловлены воздействием стрессовых факторов, снижением функциональных возможностей и деятельности систем защиты организма.
Появление в семье тяжело больного ребенка – это социально-психологический стресс, требующий изменений в реальных социальных условиях, в которых функционирует семья.
Семья является естественной средой развития и воспитания ребенка. Здесь закладываются основы человеческих отношений, происходит первая социализация личности, укрепляется здоровье ребенка, формируются основные черты характера, дети приобщаются к труду, готовятся к самостоятельной жизни. Семья является для ребенка группой соотнесения себя с социумом. Он идентифицирует взгляды, установки, обычаи, образцы поведения и общения именно в семье. Анализ социального влияния семьи на личность показывает, что у 40% людей в их жизни решающее влияние (положительное или отрицательное) оказала семья, у 30% - средства массовой информации, только у 20% - школа, у 10% - улица.
К сожалению, в настоящее время ситуация обстоит таким образом, что постоянно увеличивается количество семей, воспитывающих детей с особенностями психофизического развития – это семьи, в которых существует ряд трудностей и характерных проблем. Часто это семьи, оказавшиеся в социально опасном положении. Что же касается благополучных семей, то в каждой такой из них тоже есть свои проблемы, что естественно сказывается на детях. Развитие цивилизации неизменно требует новых подходов к восприятию и обучению таких детей, их социализации и интеграции. Поэтому предъявляются новые требования и к людям, работающим с этой категорией детей, а также с их семьями.
Воспитание ребенка с особыми нуждами – проблема неоднозначная. Она, прежде всего, связывает собой несколько наук и областей практики. Сегодня, пожалуй, никто из исследователей, занимающихся изучением проблем ребенка с психофизическими особенностями, не возражает против утверждения о том, что развитие его психики и личностных качеств во многом определяется взаимоотношениями, которые складываются между
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.