Организация социально-педагогической работы с семьей, воспитывающей детей с особенностями психофизического развития

Страницы работы

Фрагмент текста работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

«Республиканский институт профессионального образования»

кафедра менеджмента и социально-философских дисциплин

Допущена к защите                                                                                       

заведующий кафедрой             

___________________

«____»___________2007 г.        

Дипломная работа

«Организация социально-педагогической работы с семьей,

воспитывающей детей

с особенностями психофизического развития»

Выполнила:

Андрианова Светлана Петровна

Группа 975-3

Руководитель:

Капелевич Татьяна Сергеевна старший преподаватель кафедры

МиСФД УО РИПО

Минск 2007

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

и

ГЛАВА 1. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ЗА РУБЕЖОМ

1.1. Историко-теоретические подходы к оказанию помощи детям с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь и за рубежом                                                                                              

10

1.2. Законодательство Республики Беларусь в области социально-педагогической работы с детьми с особенностями психофизического развития

18

Выводы по 1 главе

24

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

2.1. Специфика социализации детей с особенностями психофизического развития в семье

25

2.2. Кризисные периоды развития семей с детьми с особенностями психофизического развития

32

2.3. Социально-педагогическая поддержка семей, воспитывающих детей с особенностями психофизического развития

35

Выводы по 2 главе
39
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ  ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
3.1. Подготовка к проведению и организация экспериментального исследования  
40
3.2. Организация практической работы социального педагога с семьями, воспитывающими детей с особенностями психофизического развития
53

3.3. Программа раннего вмешательства в развитие ребенка

57

Выводы по 3 главе

61

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

62

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

63

ПРИЛОЖЕНИЯ

67

ВВЕДЕНИЕ

Проблема здоровья и детской инвалидности в Республике Беларусь с каждым годом становится все более актуальной. Данные медицинской статистики свидетельствуют об увеличении в последние годы заболеваний у детей, которые в значительной степени обусловлены воздействием стрессовых факторов, снижением функциональных возможностей и деятельности систем защиты организма.

Появление в семье тяжело больного ребенка – это социально-психологический стресс, требующий изменений в реальных социальных условиях, в которых функционирует семья.

Семья является естественной средой развития и воспитания ребенка. Здесь закладываются основы человеческих отношений, происходит первая социализация личности, укрепляется здоровье ребенка, формируются основные черты характера, дети приобщаются к труду, готовятся к самостоятельной жизни. Семья является для ребенка группой соотнесения себя с социумом. Он идентифицирует взгляды, установки, обычаи, образцы поведения и общения именно в семье. Анализ социального влияния семьи на личность показывает, что у 40%  людей в их жизни решающее влияние (положительное или отрицательное) оказала семья, у 30% - средства массовой информации, только у 20% - школа, у 10% - улица.

К сожалению, в настоящее время ситуация обстоит таким образом, что постоянно увеличивается количество семей, воспитывающих детей с особенностями психофизического развития – это семьи, в которых существует ряд трудностей и характерных проблем. Часто это семьи, оказавшиеся в социально опасном положении. Что же касается благополучных семей, то в каждой такой из них тоже есть свои проблемы, что естественно сказывается на детях. Развитие цивилизации неизменно требует новых подходов к восприятию и обучению таких детей, их социализации и интеграции. Поэтому предъявляются новые требования и к людям, работающим с этой категорией детей, а также с их семьями.

Воспитание ребенка с особыми нуждами – проблема неоднозначная. Она, прежде всего, связывает собой несколько наук и областей практики. Сегодня, пожалуй, никто из исследователей, занимающихся изучением проблем ребенка с психофизическими особенностями, не возражает против утверждения о том, что развитие его психики и личностных качеств во многом определяется взаимоотношениями, которые складываются между

Похожие материалы

Информация о работе