Исследование развития внимания у детей старшего дошкольного возраста

Страницы работы

76 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

биологических основах этих процессов без привлечения понятия «внимание». Кроме Джеймса  многие из его знаменитых современников, такие, как Вундт, Гельмгольц, Геринг, Экснер, Кюльпе, Дондерс, Кэттел, проявляли  заметный экспериментальный и теоретический интерес  к вниманию. Однако после их пионерских исследований интерес к вниманию угас. Например, в фундаментальном «Руководстве по экспериментальной психологии» (1951) Стивенса  глава «Внимание» содержит всего лишь шесть небольших параграфов. В книге Боринга «Ощущения и восприятие в истории экспериментальной психологии» понятию «внимание» посвящено только два коротких параграфа в разделе «Атрибуты». И это несмотря на то, что в книге содержится обор исследования, тесно связанных с использованием методов описания и интроспекции.

Такое нежелание использовать концепцию внимания выглядит довольно странным, так как она затрагивает то, что кажется абсолютно существенным для нас как воспринимающих, мыслящих и активно действующих организмов. Однако это направление можно понять, если  рассматривать как преувеличенно отрицательную реакцию на интроспективные  тенденции в психологии в момент, когда стало очевидно, что человеческое мышление не может понять «самое себя» путем самонаблюдения. Бихевиористическое направление в американской психологии, связанное с именами Уотсона, Хольта, Вейса и других, отрицало идею субъективного описания ощущений как метода  изучения психики и, по этой причине, отказывалось от использования понятий «внимание» и «сознание».

Великий «пионер»-исследователь в когнитивных нейронауках Линдсли утверждал, что хотя и можно найти поведенческие критерии сна и бодрствования и даже внимания и сознания, тем не менее становится все более очевидным, что полагаться только на эти критерии нельзя. На его взгляд, основная суть внимания и сознания выражается в их тесной связи «со сдвигом процессов и состояний центральной нервной системы, часть из которых обнаруживается в изменениях электрических потенциалов мозга, регистрируемых непрямо и суммарно или же фокально в определенных участках мозга.

Другая важная причина невнимания к «вниманию» в психологии – это длительное доминирование гештальт-психологов и их огромное влияние на современное научное мышление. Гештальтисты рассматривали свои законы формирования гештальта («фигуры», «целого») как центральные детерминанты нашего восприятия, не отводя при этом никакой роли вниманию в процессах перцептуальной организации. Например, согласно Рубин, мы не можем абстрагироваться от фундаментальных различий между фигурой и фоном даже путем изменения направления (фокуса

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Курсовые работы
Размер файла:
581 Kb
Скачали:
0