Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Амурский государственный университет
(ГОУВПО «АмГУ»)
РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО ДИСКРЕТНОЙ МАТЕМАТИКЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Семичевская Н.П.
_______________________________________________________________________________________________________________________________
Благовещенск 2007
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
факультета математики
и информатики
Амурского государственного
университета
Расчетно-графические работы по дискретной математике: Учебно-методическое пособие для специальностей 230201 – «Автоматизированные системы обработки и управления» и 230201 – «Информационные системы и технологии»: / Семичевская Н.П. – Благовещенск. Изд-во Амурского гос. ун-та, 2007. 102 с.
Рецензенты:
Е.Ф. Попова, к.т.н., доцент кафедры информатики Благовещенского педагогического государственного университета.
Т. А. Макарчук, к.пед.н., доцент кафедры общей математики и информатики Амурского государственного университета.
ÓАмурский государственный университет, 2007
ÓКафедра информационных и управляющих систем, 2007
1. Требования к отчету по оформлению расчетно-графической работы 5
2. Основные обозначения, используемые
в расчетно-графической работе №1 6
3. Пример решения варианта расчетно-графической работы №1 7
4. Варианты расчетно-графической работы №1 15
5. Таблица истинностей логических функций двух переменных 73
6. Пример решения варианта расчетно-графической работы №2 73
7. Варианты расчетно-графической работы №2 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 101
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов специальностей 230201 – «Автоматизированные системы обработки и управления» и 230102 – «Информационные системы и технологии» для выполнения расчетно-графических работ по дисциплине «Дискретная математика». Пособие содержит варианты заданий для 2-х расчетно-графических работ с примерами выполнения одного варианта.
1. Для выполнения расчетно-графической работы (РГР) выдается вариант из 25-ти предложенных вариантов. В течение семестра студент должен выполнить две РГР.
2. Титульный лист к отчету по лабораторной работе оформляется в соответствии со стандартом (смотреть приложение 1)
3. В отчете следует отразить этапы выполнения расчетно-графической работы, указав основные методы, которые использовались при выполнении работы, и отразив, все этапы выполнения заданий из РГР с подробными пояснениями.
2. ОСНОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЕ №1
N,Z,R,Q– символы стандартных множеств соответственно натуральных, целых, действительных, рациональных чисел;
È – бинарная операция объединения множеств;
Ç – бинарная операция пересечения множеств;
\ – операция разность множеств;
Å – бинарная операция симметрическая разность множеств;
ù – унарная операция дополнения множества до универсального;
|Q| = n – мощность множества Q, количество элементов множества Q;
b(U) – булеан множества U;
Y´X – прямое произведение множеств X,Y;
Åp, Äp – бинарные операции соответственно сложение, умножение по модулю р, заданные на множестве Np = {0,1,2, …p-1};
R-1 – обратное отношение;
ùR – дополнение отношения;
f-1 – обратная функция.
1. Задайте множество M с помощью характеристического предиката: множество натуральных четных чисел, кратных 3.
Решение
Для того чтобы задать множество, с помощью характеристического предиката надо порождающую процедуру или правило представить в виде предиката: M={m| (m=2k, kÎN) & (m делится на 3 без остатка); mÎN}, если представить элементы множества М = 6, 12, 18, 24, 30, 36, … Порождающая процедура для этого множества записывается как M = {m| m=6n, n,mÎN}.
2. Задайте перечислением элементов следующие множества:
а) S={s | s = k+l, k,l – делители числа 24};
Решение
Перечислим делители числа 24, это множество D = {1, 2, 3, 4, 6, 8, 12}, тогда множество S получится из множества D как различные суммы его элементов S = {2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 14, 15, 16, 18, 20}.
б) X={x | (x-5)2(x-3)(x-7)(x+1)(x2-144) = 0};
Решение
Множество X - это множество корней уравнения (x-5)2(x-3)(x-7)(x+1)(x2-144)=0, данное уравнение представлено в виде сомножителей, поэтому множество X={-12,-1, 5, 3, 7, 12}.
в) множество натуральных отрицательных чисел.
Решение
3. Записать множество порождающей процедурой:
а) {1,2,3,…};
Решение
A={a| a+1, aÎN0}
б) {2, 4, 8, 16, 32, …,1024};
Решение
B={b| 1) b=2, bÎB; 2) b= b*2, bÎB}
б) множество чисел кратных 3.
Решение
Множество описывается порождающей процедурой C={c| c=3*n, nÎN}.
4. Верны ли утверждения:
а) A={1,2,{3,4,5},{10}}, |A|=6,| |b(A)|=26;
Решение
б) {2}Î{1,2,3,4,5,6};
Решение
в) {(0,0),(1,1)} Ì Bn(U), U - двухэлементное множество, n=2;
Решение
г) [0,1) ÍR, |[0,1)|=¥.
Решение
5. Найти все подмножества множества D={слон, лось, зубр, зебра}; сколько подмножеств содержат только слова зебра и слон; какова мощность булеана множества D(|b(D)|)?
Решение
Булеан b(D) запишем в таблицу:
№ |
Bn |
b(D) |
0 |
(0 0 0 0) |
{Æ} |
1 |
(0 0 0 1) |
{ зебра } |
2 |
(0 0 1 0) |
{ зубр} |
3 |
(0 0 1 1) |
{ зубр, зебра } |
4 |
(0 1 0 0) |
{ лось} |
5 |
(0 1 0 1) |
{ лось, зебра } |
6 |
(0 1 1 0) |
{ лось, зубр} |
7 |
(0 1 1 1) |
{ лось, зубр, зебра } |
8 |
(1 0 0 0) |
{ слон } |
9 |
(1 0 0 1) |
{ слон, зебра } |
10 |
(1 0 1 0) |
{ слон, зубр} |
11 |
(1 0 1 1) |
{слон, зубр,зебра } |
12 |
(1 1 0 0) |
{слон, лось} |
13 |
(1 1 0 1) |
{слон, лось, зебра } |
14 |
(1 1 1 0) |
{слон, лось, зубр} |
15 |
(1 1 1 1) |
{слон,лось,зубр,зебра} |
Одно подмножество множества D содержит только слова зебра и слон, его порядковый номер 9; мощность булеана множества
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.