Лапаева В.В. Конституция Российской Федерации: доктрина и практика М. «Норма». 2009 С.178-199.
Доктрина социальных прав человека с позиций
либертарного правопонимания
Продолжая начатый в докладе Председателя Конституционного Суда Российской Федерации В.Д.Зорькина анализ проблематики, связанной с разработкой конституционно-правовой доктрины социальных прав, я хотела бы поставить на обсуждение и, по возможности, обосновать два тезиса:
1.В основу доктрины социальных прав должна быть положена концепция правопонимания, позволяющая согласовать трактовкусоциальных прав с правовым принципом формальногоравенства
2. В российской теории конституционного права доктрину социальных необходимо выстраиватьсучетом характера и природы проведенной в стране приватизации
1. В последние годы «в юридической науке и судебной практике нарастает тенденция рассматривать закрепленные в Конституции социальные права не только как принципиальные ориентиры для законодателя, но именно как основные права, равные по значимости конституционным гражданским и политическим правам»[1]. Однако этот консенсус формируется, скорее, как единство взглядов по поводу нравственных оснований социальной политики государства. Между тем для полноценной защиты социальных прав и для определения тех пределов, в рамках которых Конституционный Суд Российской Федерации может и должен занимать активную позицию в осуществлении конституционного контроля за данной сферой общественной жизни, необходимо, чтобы подобное доктринальное согласие было бы достигнуто на правовой основе. По сути дела, речь идет о формировании такого понятия «социальное право», которое представляло бы собой надлежащую теоретическую конкретизацию общего понятия права и соотносилось бы с последним по логике соотношения общего и особенного.
В российской правовой науке выработка единой позиции по данному вопросу в настоящее время существенно осложняется отсутствием общепризнанного[2] подхода к пониманию права. Отечественная общая теория права (а с ней и юриспруденция в целом) переживает сейчас сложный период смены научной парадигмы, связанный с изменением доминировавшего ранее в период легистского правопонимания советского образца, отождествляющего право с законом (в широком смысле слова «закон» как веления официальной власти). При всем обилии обсуждаемых в последние годы подходов к пониманию права серьезные претензии на статус общедоктринального направления заявляют три основных типа правопонимания – легистский, естественно-правовой и либертарный. Очевидно, что сторонники каждого из названных подходов будут обосновывать свое понятие социального права и выстраивать доктрину социальных прав на основе собственных представлений об их правовой природе, обуславливающей (или не обуславливающей) их принадлежность к системе основных прав человека.
Для приверженцев легизма, социальные права являются основными правами человека только потому, что они получили
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.