Разграничение законодательных полномочий в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов

Страницы работы

Фрагмент текста работы

касательно этого вопроса Из названных решений КС РФ (п. 3.2.) следует, в статье 73 Конституции РФ применительно к субъектам РФ закреплено, что они обладают всей полнотой государственной власти "по остаточному принципу" (вне пределов ведения РФ и предметов совместного ведения). При этом подчеркивается, что признание высшей юридической силы конституции или устава субъекта РФ в вопросах исключительного ведения субъекта  не делает его суверенным.

Кроме того, из Решения КС РФ, принадлежащая субъекту РФ (ст. 73 Конституции РФ) полнота государственной власти, т.е. пределы полномочий, приоритет нормативного правового акта по вопросам его собственного правового регулирования (ст. 76 Конституции РФ), самостоятельное установление своей системы органов государственной власти (ст. 77 Конституции РФ), не могут рассматриваться субъектом в качестве его суверенных прав и суверенных полномочий со всеми вытекающими последствиями.

Положение о полноте законодательной и исполнительной власти субъектов РФ должно действовать в единстве статей 77 и 76  Конституции РФ и устанавливать соответствие системы органов государственной власти субъектов РФ основам конституционного строя, общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом.ИЗ УЧЕБНИКА По предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними региональные законы и иные правовые акты. Последние принимаются также по вопросам ведения субъектов Федерации и не могут противоречить федеральным законам, принятым в рамках предметов федерального и совместного ведения. В случае обнаружения такого противоречия действует федеральный закон. В то же время, если имеет место противоречие между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Федерации, принятым по предметам своего ведения, действуют региональный закон, иной правовой акт. Закрепление этих принципов на конституционном уровне (ст. 76 Конституции РФ) выступает в качестве важной гарантии самостоятельности субъектов Федерации, их права на принятие собственных законов, иных нормативных правовых актов.

Наиболее сложен вопрос о разграничении законодательных полномочий в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. При отсутствии базового федерального закона, в соответствии с которым, как уже отмечалось, должен приниматься региональный закон, иной правовой акт, субъекты Федерации вправе применить опережающее регулирование. Однако после принятия федерального закона региональный закон должен быть приведен в соответствие с федеральным. Конституционный Суд РФ неоднократно обращал на это внимание. Используя широкие законотворческие полномочия, субъекты Федерации принимают собственные законы

Ч. 1 ст. 77 Конституции РФ:

П. 7 ст. 26.3 ФЗ № 184

Нормы статей 77 Конституции РФ и 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (далее Федеральный закон) соотносятся как общая и специальная, где норма Конституции является общей, а норма федерального закона соответственно специальной. В данном случае проблема может заключаться в неопределённости относительного того, кто определяет структуру государственных органов субъекта РФ. Конституция позволяет Субъектам РФ в определять такую структуру им самим, однако конкретизирующая норма статьи Федерального закона гласит о том, что федеральные органы государственной власти также в некоторой мере могут влиять на создание этой структуры в вопросах, касающихся совместного ведения РФ и Субъекта РФ. То есть в данном случае перед нами встаёт проблема о разграничении полномочий между органами государственной власти Субъектом РФ и Федеральными органами государственной власти.

Немаловажным фактом при разрешении данного вопроса является часть 2 статьи 77 Конституции РФ, которая провозглашает единой систему федеральных органов исполнительной власти и систему органов исполнительной власти субъектов РФ, тем самым организуется сама система государственных органов Российской Федерации. Данную проблему можно разрешить путём системного толкования, данного

Похожие материалы

Информация о работе