Знания по Канту выражается всегда в форме суждения, т. е. в форме связи понятия. Кант различает при этом аналитические суждения, которые не дают нового знания, а раскрывают уже имеющиеся знания. Выделяет Кант также синтетические суждения, которые дают нам новые знания. В свою очередь, синтетические суждения Кант делит на апостериорные и априорные. Апостериорные суждения – это суждения, основывающиеся на опыте. Априорные же суждения – это суждения, не основывающиеся на опыте, доопытные, предшествующие опыту. Кант строит свою систему на анализе априорных синтетических суждений, т. к. только в них по Канту связь понятия в них может быть безусловно всеобщей, безусловно необходимой. Канта интересуют три вида знания: математика, теоретическое естествознание и метафизика (в смысле философии). Главная заслуга Канта - в стремлении к построению научной теории познания. Диалектическую тенденцию философии Канта продолжили Фихте и Шеленг.
Фридрих Гегель
Гегель – представитель объективного идеализма.
В центре философской системы Гегеля стоит учение об абсолютной идее. По Гегелю, абсолютная идея составляет истинную реальность, она существует вечно и независима от природы и идей, и всё многообразие действительности является порождением этой абсолютной идеи. Она находится в постоянном развитии и изменении. В своём развитии абсолютная идея проходит три основные ступени: на первой ступени идея развивается во времени и пространстве, в сфере чистой мысли, затем логическая идея переходит в свою противоположность, обнаруживает себя в материальном мире, природе. Этот переход к природе Гегель не смог обосновать и здесь, его выводы весьма туманны. Эту фазу развития идеи Гегель рассматривает в философии природы. Развитие идеи завершает у Гегеля полным совпадение мирового разума с сотвор1нной им природой и обществом, тождеством идеи и мира, абсолютным знанием. Третья ступень развития абсолютной идеи рассматривается у Гегель главным образом в «Философии духа». С позиции идеализма Гегель не мог разработать научного метода познания. Гегелевская диалектика носит юмистический характер, но в ней есть рациональные зёрна. Гегель подверг острой критике метафизический метод мышления и впервые представил весь естественный исторический и духовный мир в виде процесса. Гегель открыл три диалектических закона: закон единства…, отрицания отрицания, закон перехода количественных изменений в качественные и обратно. Гегель сущность и явление, форма и содержание, свобода и необходимость и др. гегелевская диалектика была идеалистической. Законы и категории диалектики он не выводил из природы человеческой истории, а навязывал их природе и обществу в качестве законов чистого мышления.
Людвиг Фейербах
Первым нанёс решительный удар по идеологии Гегеля. Основные произведения: «Основные положения будущего», «Сущность христианства». Выступая против идеализма Фейербах поставил вопрос о коренной реформы философии. Необходимость этой реформы он стремился связать с новыми задачами человечества, с его потребностями. Истинная философия, по Фейербаху, носит антропологический характер, т.е. предметом её изучения должен стать человек. Пока философия не поймёт сущности человека, он не избавиться от мистики и идеализма. Идеалисты исходят из мнимого субъекта. Действительный же субъект познания – это человек, являющийся продуктом и частью природы, обладающий способностью мышления. Но учение о человеке самого Фейербаха носило ограниченный характер. Фейербах не понимал социальной природы человека и всецело сводил её к естественной биологической основе. Он не следовал трудовой, производственной деятельности людей и не видел специфической природы человека. Поэтому в его философии человек носит абстрактный характер. Фейербах вплотную подошёл к пониманию основного вопроса философии. Он правильно считал, что на протяжении веков между различными философскими учениями шла борьба, в основном по вопросу отношения мышления к бытию. Сам Фейербах материалистически решал вопрос философии, призывал к познанию природы и человека. Природа по Фейербаху материальна, телесна, она способна действовать на органы чувств. Коренными условиями бытия он считал пространство и время. Заслуга Фейербаха и в том, что он выступал не только с критикой идеализма, но и вульгарного материализма. Мозг выделяет мысль также как печень выделяет желчь. Он правильно считал, что психические явления нельзя сводить к физико-химическим процессам, что между ними существует качественное отличие. Фейербах признавал познаваемость мира, его закономерностей, резко критиковал скептиков и агностиков. Чувства по Фейербаху в союзе с мышлением дают человеку адекватное познание материальной действительности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.