Фридрих Гегель. Людвиг Фейербах. Неклассическая философия. Экзистенциализм, страница 2

Неклассическая философия

Основные черты неклассической философии.

  1. Исчезновение идеи прогресса. Общей тенденцией деятельности современных философов является воинствующее неверии человека в его возможности и в его будущее.
  2. Отказ от идеи историко-философского прогресса. Провозглашаются лозунги: «Назад к Канту, Юму, Платону, Фоме Аквинскому».
  3. Современные философы выступают против марксистко-ленинской философии, но в тоже время провозглашают идеи об улучшении марксизма.
  4. Всё более явные нападки на науку и на научно-технический прогресс.
  5. Пестрота возникновения и разложения школ, наложение их друг на друга.

Попытки создания единой философии и невозможность этого.

Экзистенциализм

Осознание трагизма человеческого бытия вела экзистенциализм к глубоко пессимистическим выводам. Отсюда его название – «философия отчаяния, философия страха, философия кризиса». В экзистенциализме можно выделить ряд направлений, прежде всего по национальной принадлежности.

Германия – Хайдегер, Ясперс.

Франция – Марсель, Жан-Поль Сартр, Мерло-Понти, Альберт Камю.

Россия – Николай Бердяев и Лев Шестов.

  1. Датский философ Еркьегор. От Еркьегора экзистенциализм воспринял свои понятия – прежде всего понятие экзистенции и экзистенциального мышления. Он ввёл также философию понятия страха, подлинного и неподлинного существования. В противовес абстрактному гегелевскому философствованию Еркьегор выдвинул … Тем самым Еркьегор отверг мысль традиционной философии, что исходным при понимании человеком мира является разум.
  2. Для создания антологии требовался метод. Таким методом выступила феноменология Гусерля.
  3. Философия жизни (Дистей, Гербсон, Ницше). Она возникает в последней трети 19 века. Понятие материи здесь заменяется понятием жизни. Но под жизнью понимается поток сознания, психическая жизнь. Эта жизнь исключительно подвижна, а потому её невозможно понять с помощью понятия науки: жизнь иррациональна. Наука никогда не сможет понять жизнь. Эта установка и была воспринята экзистенциализмом.

Экзистенциализм – это идеалистическое течение, и прежде всего потому, что исходным пунктом этой философии является человеческое существование, в конечном счёте – сознание. Принимается первая догма субъективного идеализма, а именно – что познание имеет дело не с субъективными характеристиками бытия, а только с явлениями сознания. Отсюда вытекает, что анализ бытия есть прежде всего анализ сознания – это вторая догма субъективного идеализма. Третья – утверждение о непознаваемости и иррациональности экзистенции. Это тайна, которая непостижима для науки и усматривается только философским мышлением.

Для экзистенциализма самые главные термины – страх, тревога, забота, смерть, вина, отвращение. Целью экзистенциальной философии является учение о человеке. Анализ бытия – это прежде всего анализ бытия человека. Рациональная личность не может быть понята, утверждают экзистенциалисты. Общество – это враг человека, неподлинное существование – это бытие человека в обществе, то есть делать так, как делают все. Подлинность существования человека экзистенциалисты видят в установлении коммуникации с другим человеком. Свобода – это свобода выбора. У Сартра свобода – это ответственность. Свободное бытие у Сартра – это бытие лицом к лицу со смертью.

Выводы

Экзистенциализм представляет собой новую форму идеализма, основанную на антологизации интимной эмоциональной жизни человека.