Методика №3.
“Психологический климат коллектива.”
Цель: на основании ответов учащихся оценить различные проявления психологического климата в классе.
Ход проведения: Учащимся предлагается бланк для оценки психологического климата в классе и следующая инструкция:
“Перед вами бланк, на котором перечислены различные свойства психологического климата. Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные ниже свойства психологического климата в вашем классе, выставив ту оценку, которая, по вашему мнению, соответствует истине.
Оценки: 3 – свойство проявляется всегда;
2 – свойство проявляется в большинстве случаев;
1 – проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.
Обратите внимание, что свойства А и В противоположны по своему содержанию, потому в графе 3 (“оценка”) может быть обведена только одна цифра (1, 2 или 3), которая стоит ближе к свойству А, либо к свойству В”.
Свойства психологического климата А |
Оценка |
Свойства психологического климата В |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Преобладает бодрый жизнерадостный тон настроения |
1 2 3 0 1 2 3 |
Преобладает подавленное настроение |
2 |
Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии |
1 2 3 0 1 2 3 |
Конфликтность в отношениях, антипатия |
3 |
В отношениях между группировками внутри вашего коллектива существует взаимное расположение, понимание |
1 2 3 0 1 2 3 |
Группировки конфликтуют между собой |
4 |
Членам группы нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности |
1 2 3 0 1 2 3 |
Проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности |
5 |
Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов группы |
1 2 3 0 1 2 3 |
Успех или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство |
6 |
С уважением относятся к мнению других |
1 2 3 0 1 2 3 |
Каждый считает своё мнение главным и нетерпим к мнению товарищей |
7 |
Достижения и неудачи группы переживаются как собственные |
1 2 3 0 1 2 3 |
Достижения и неудачи группы не находят отклика у её членов |
8 |
В трудные для группы дни происходит эмоциональное единение, "один за всех и все за одного" |
1 2 3 0 1 2 3 |
В трудные дни группа "раскисает": растерянность, ссоры, взаимные обвинения |
9 |
Чувство гордости за группу, если её отмечает руководство |
1 2 3 0 1 2 3 |
К похвалам и поощрениям группы относятся равнодушно |
10 |
Группа активна, полна энергии |
1 2 3 0 1 2 3 |
Группа инертна, пассивна |
11 |
Участливо и доброжелательно относятся к новичкам, помогают им освоиться в коллективе |
1 2 3 0 1 2 3 |
Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность |
12 |
В группе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту |
1 2 3 0 1 2 3 |
Группа заметно разделяется на "привилегированных" и "пренебригаемых",пренебрежительное отношение к слабым |
13 |
Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно |
1 2 3 0 1 2 3 |
Группу невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах |
Для облегчения проведения опроса можно учащимся раздать бланки, на которых изображены только графы 1 и 3 данного бланка, а свойства психологического климата из граф 2 и 4 зачитывать вслух.
Обработка:
Сложить оценки левой стороны бланка (сумма А), затем сложить оценки правой стороны бланка (сумма В); Найти их разность (С=А-В). Если С≤0, то, по мнению испытуемого, имеет ярко выраженный неблагоприятный психологический климат. Если С<25, то психологический климат неустойчиво благоприятен. Если С>25, то психологический климат благоприятен.
Далее следует рассчитать средне групповую оценку психологического климата по формуле:
Сумма всех значений С
C= ------------------------------------------------Кол-во участвующих в эксперименте
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.