Не просто найти слова для настоящей оценки самого факта прорыва человека в космос и всего того «взрыва» науки, который за ним последовал. Мечты многих и многих поколений, идеи фантастов и ученых реализованы в наш ХХ век с изумительным блеском и великой славой для советской науки.
Полеты «Востоков», «Восходов», «Союзов», вывод на орбиту пилотируемых научных станций «Салют» -- итог большой и напряженной работы многочисленных коллективов ученых и конструкторов, инженеров, техников и рабочих промышленных предприятий, научно-исследовательских институтов. Это результат труда тысяч и тысяч людей разных профессий – летчиков и баллистиков, врачей, химиков и астрономов, -- которые воспитывали и учили космонавтов, проявляли о них всестороннюю заботу в период подготовки к старту и в ходе всего полета.
Космический полет… Сколько мечтали о нем, сколько слагали легенд. Но мечта могла стать реальностью только на фундаменте знаний, достижений науки и техники, развитой индустрии, включающей различные отрасли машиностроения и приборостроения. Даже сейчас, когда прорыв в космос осуществлен, трудно охватить одним взглядом весь гигантский объем научных разработок, предшествовавший этому событию, и весь арсенал технических средств для проникновения человека в космос.
Предстояло создать космические корабли, которые позволили бы отправиться в заатмосферное путешествие, корабли, оснащенные системами связи, навигации, энергетическими устройствами, средствами обеспечения экипажа кислородом, пищей, водой и т.д. и все это при очень жестких ограничениях массы и объема. Требовалось испытать такие корабли в условиях реального космического полета. И сделать это предстояло самому человеку.
В конце 50-ых начале 60-ых годов была создана первая ракета-носитель и запущены первые искусственные спутники Земли. Вслед за этим начались ракетные полеты аппаратов с животными с последующим возвращением на Землю. Затем были созданы трехступенчатые ракеты, способные поднимать в космос и выводить на орбиту летательные аппараты массой до 5 тонн. конструкторы ставили перед собой задачу: создать такую систему, которая позволила бы осуществить полет человека за пределы атмосферы Земли, эта система должна гарантировать безопасность человека и давать возможность проверять и исследовать его самочувствие и работоспособность в условиях космического полета.
В конце 59-го года была отобрана и сформирована группа кандидатов, которая и составила первый космический отряд: Юрий Гагарин, Герман Титов, Андриан Николаев, Павел Попович, Владимир Комаров и др. Тренировки начались в Звездном городке.
Большое внимание при подготовке первого космического путешествия занимали медико-биологические исследования на животных во время беспилотных полетов на кораблях-спутниках, а также всесторонняя подготовка космонавтов.
15 мая 1960 года стартовал первый корабль-спутник, а через несколько месяцев, 19 августа, -- корабль с животными на борту, который благополучно вернулся на Землю 20 августа 1960 года.
После тщательной отработки систем жизнеобеспечения, скафандров, катапультируемых кресел, парашютных систем, в конце 1960 – начале 1961 годов были изготовлены и испытаны космические корабли под названием «Восток». На испытуемых кораблях на месте пилотов были манекены, которые в шутку называли «Иваны Ивановичи».
12 апреля 1961 года были первые 108 космических минут человечества. На весь мир звучало имя «Га-га-рин!». Он был в оранжевом скафандре, балом гермошлеме с красными буквами «СССР».
После первого полета был второй, третий… осуществлялись новые замыслы, решались сложные технические проблемы.
Теперь предстояло решить более сложную задачу – полет корабля с экипажем из нескольких человек. На основе одноместного корабля «Восток» был создан многоместный корабль «Восход».
12 октября 1964 года в 10 часов 30 минут по московскому времени в Советском Союзе на орбиту спутника Земли новой мощной ракетой-носителем впервые в мире был выведен трехместный пилотируемый корабль «Восход»… в космос шагнули трое: пилот, ученый и врач.
С выходом на орбиту экипаж сразу приступил к работе: космонавты проверили функционирование всех бортовых систем, опробовали ручную ориентацию по звездам, провели научные наблюдения… на Землю была передана радиограмма: «Советским ученым, инженерам, техникам и рабочим. Большое спасибо за создание замечательного корабля «Восход». Космонавты: Комаров, Феоктистов, Егоров». В тот день, когда в США отмечали традиционный праздник Колумба – 472-ю годовщину открытия Америки, в эфире прозвучали слова: «С борта космического корабля «Восход» шлём наилучшие пожелания трудолюбивому американскому народу. Желаем народу Соединенных Штатов Америки мира и счастья. Космонавты: Комаров, Феоктистов, Егоров». Восход стал первой летающей лабораторией со штатом научных сотрудников. Впервые в космической практике люди на борту находились без скафандров. Впервые врач провел подробное обследование космонавтов непосредственно в космическом полете. Впервые была испытана система «мягкой посадки», показавшая, что отныне возможна посадка корабля с почти нулевой скоростью.
Листая страницы космической истории человечества и сопоставляя прошлое с настоящим. Мы отчетливо понимаем, что 12 октября 1964 года был сделан шаг в будущее. Время требовало новых экспериментов и исследований, новых испытаний и проб. Они открывали путь к следующим программам, позволяли подняться на более высокую ступень. Время не могло ждать и подгоняло конструкторов и исследователей. Оно торопило.
23 апреля 1967 года с космодрома Байконур стартовал первый пилотируемый корабль новой серии. «Союз-1» повел в испытательный полет летчик-космонавт СССР, инженер, Герой Советского Союза Владимир Михайлович Комаров.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.