Психолого-педагогическая характеристика коллектива 8 "В" класса средней школы № 44 г. Гомеля (количество учащихся - 34 человека)

Страницы работы

Содержание работы

Психолого-педагогическая характеристика

на коллектив 8 "В" класса

средней школы № 44 г. Гомеля

характеристику составила

студентка V курса

математического факультета

ГГУ им. Ф. Скорины

Гомель, 2001 г.

Материал для написания данной характеристики собирался в период с 16 февраля по 10 марта 2001 года. Использовались следующие методы для сбора материала: педагогическое наблюдение, беседа, интервью, опрос, анкетирование, тестирование, социометрия, изучение документации и др.

В 8 "В" 34 человека:  21  девочка, 13  мальчиков. Средний возраст учащихся – 14 – 15 лет.

Большинство ребят учатся в средней школе № 44 с первого класса (23 человека). Динамика формирования этого класса такова: в сш № 44 пришли:  во второй класс – Сергей и Дима (из сш №23), Марина (из сш № 16), в третий класс – Лена и Зоя (из сш № 53), в четвертый класс – Света (перевелась из Жодинской сш), Юра (перевелся из Светиловичской сш), В пятый класс – Марина (из сш № 9). Позже всех появилась в классе  Алла, пришедшая в эту школу в 7 класс.

Что касается социального состава класса, то не все ребята живут в полных семьях, например, Марину, Ольгу, Сергея, Настю, Свету и Римму, Диму, Юрия воспитывает только мать, Артура  - отец, а Марину – бабушка с дедушкой.

В состав актива класса входят:

Кристина –председатель класса,

Юля – зам. председателя,

Ира – староста,

Катя – зам. старосты,

Оля – ответственная за столовую,

Лена – финансы,

Настя – культурно – массовый сектор,

Евгений – здоровый образ жизни,

Эдик – интеллектуальные игры.

Данный класс отмечается учителями школы как  очень "сильный " и работоспособный. В параллели он занимает лидирующее положение, как в учебной, так и во внеурочной деятельности. В основном, ребята очень трудолюбивые. В 8 "В" многие учатся на одни "5" ( Женя, Коля, Оля, Настя, Юля, Марина, Кристина). К числу отличников могли бы примкнуть еще несколько человек ( Лена, Ира и др.), к чему, в принципе, эти ребята и стремятся. Лишь несколько человек в классе учатся на "3" ( Артур, Вова, Юра, Дима, Андрей). Эти ребята обладают средними способностями, не отличаются прилежанием, лишены постоянного родительского контроля.

Большинство же ребят учатся на "4 – 5", изредка попадаются тройки. В классе нет ни одного второгодника, и никого не собираются оставлять на второй год. Несмотря на то, что оценки по разным предметам, в основном, неплохие у многих, однако любимыми предметами (как следует из анкетного опроса) являются русская и белорусская литература, география, история, информатика (к сожалению, математика стала любимым предметом лишь  для троих); к нелюбимым предметам отнесли: физику, химию и английский язык. Наиболее авторитетным учителем ребята назвали учителя русского языка и литературы – А.Д, наименее авторитетным – учителя истории.

Физически ребята подготовлены неплохо, о чем свидетельствует, например, завоевание призовых мест на соревнованиях по легкой атлетике братьями – Буровыми. Однако есть группа учащихся, которые занимаются в спецгруппе: Н. – ПМК, Ю. – хронический пиелонефрит, Зоя – хронический гастрит.

В целом класс контактный с новыми учениками (о чем свидетельствует "принятие" А.) и студентами - практикантами, доброжелательный – по отношению к учителям и школе, дисциплинированный, отзывчивый. Ребята с удовольствием принимают участие в жизни класса и школы: подготовка стенгазет, общешкольных викторин, классных мероприятий и др.

Увлечения у ребят очень разнообразные: спорт , танцы , компьютер, общественная жизнь , политика ( Женя) и др. Очень нравится 8 "В" принимать участие в различных дискуссиях, диспутах по широкому кругу вопросов.

Огромную роль в формировании коллектива класса оказывает классный руководитель – Елена Леонидовна. Она придерживается демократического стиля, строит свои отношения с учащимися на основе доверия и взаимопонимания. Отношения с ребятами у нее сложились дружеские. На поставленный вопрос: "Елена Леонидовна – какая она?" я получила следующие ответы: "отзывчивая, добрая, но немного вспыльчивая", "добрая, понимающая, веселая", "добрая, ответственная, красивая", "справедливая, веселая, умная", "жизнерадостная и терпеливая, общительная, заботливая" и т.д. Ребята делятся со своим классным руководителем абсолютно всем: и веселым, и грустным. А она, в свою очередь, внимательно выслушает, даст дельный совет. Елена Леонидовна старается быть в курсе всех событий: внимательно следит за успеваемостью учащихся, учитывает особенности характера каждого (вспыльчивость Коли, ранимость Кристины, замкнутость Димы и т.п.), знает привязанности своих учеников.

Что касается структуры класса, то для ее изучения проводились неоднократные беседы с классным руководителем – Е. Л., с другими учителями, работающими в данном классе. А также была проведена социометрия, где учащимся было предложено ответить на вопрос: " Если бы вас переводили в другую школу, кого из класса хотели взять с собой?". В результате получены следующие выводы. В данное время в классе два лидера: Лена и Оля (по 6 выборов). Близко к ним примыкают И., Н., К., М., Р., И.(по 5 выборов). И лидеры и претендующие пользуются уважением у ребят. Есть  в классе и отверженные: Ю. и О. Однако, я склонна считать, что голоса за просто "затерялись", т.к. на переменах и уроках она никогда не остается одна, ребята с ней общаются хорошо. Скорее к  "аутсайдерам" я бы отнесла Н., которого хотя и выбрал один человек (его брат), однако в классе принимают не очень. Сидит он практически все время один, и одноклассники не стремятся к общению с ним. Отношения между мальчиками и девочками сложились неплохие, о чем свидетельствуют перекрестные выборы. В классе выделяется несколько отдельных "группировок": И если первые четыре группировки возникли, скорее всего, по уровню знаний (девочки учатся на "4 –5", мальчики  - на "3 - 4"), то пятая группа сформировалась благодаря схожим занятиям во внеурочное время. Возможно, в ближайшее время возникнет еще несколько группировок, особенно в среде мальчиков. Каждая группа по-своему влияет на коллектив класса. Положительное влияние на успеваемость оказывают группы "" влияет на класс скорее негативно. Многие ребята стремятся "войти" в эту группу (в общей сложности 17 выборов). Влияния на коллектив класса группы ". Пять групп для одного класса – это много, результатом чего является невысокий коэффициент сплоченности класса. Но, несмотря на такое большое количество неформальных объединений, класс не выглядит слишком разобщенным.

Вообще, 8 "В" класс очень интересный, ребята настолько разные: импульсивные и вспыльчивые , общительные и открытые, сдержанные и вдумчивые и т.д., что порой удивляешься  тому, как они уживаются и притом так дружно. Мне очень понравилось работать с этим коллективом. Ребята очень помогали мне на протяжении всей практики, будь то проведение уроков по математики или подготовка и проведение внеклассных мероприятий. Очень бы хотелось, чтобы таких классов было больше!

Похожие материалы

Информация о работе