МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
«Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины»
ФИЗИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
План-конспект урока по физике в 9’в, 9’г классах на тему:
«Закон всемирного тяготения»
Составил студент-практикант: Кухаренко А.Ю.
Проверил учитель физики: В.И. Ливанская
Гомель 2009
Цели:
Образовательная - изучить материал по новой теме «Закон всемирного тяготения».
Развивающая - развить умения обобщать, прогнозировать, развитие у учащихся практических навыков при работе с наглядным материалом.
Воспитательная - формирование и развитие у учащихся интересов, умений и навыков, творческой инициативы и активности.
Тип урока: комбинированный урок.
План урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Объяснение нового материала.
4. Решение задач.
5. Домашнее задание.
Ход урока
I.Организационный момент. Войдя в класс, поздороваюсь. Осмотрю свое рабочее место. Если это первый урок попрошу снять все стулья. Попрошу стереть с доски дежурных, если это необходимо. Отмечу отсутствующих. Запишу на доске дату и тему урока, домашнее задание.
II.Проверка домашнего задания.
Попрошу учащихся раскрыть свои домашние тетради. Пройтись и посмотреть выполнение домашнего задания. Отметить о выполнении и невыполнении домашнего задания.
III. Объяснение нового материала. «Закон всемирного тяготения»
В 1667 г. Ньютон сформулировал закон всемирного тяготения.
Две материальные точки притягиваются друг к другу с силами, модули которых прямопропорциональны произведению масс этих точек и обратно пропорциональны квадрату расстояния между ними:
Рассмотрим 2 случая:
а) если размеры тел много меньше их расстояний, то эти тела можно рассматривать как материальные точки и расстояние мы берём от одной материальной точки до другой (рис. 56, а).
б) если тела представляют собой однородные шары массами и , то в этом случае — расстояние между центрами шаров (рис. 56, б).
Коэффициент пропорциональности называется гравитационной постоянной (лат. gravitas — тяжесть).
Определить величину гравитационной постоянной на основании астрономических данных Ньютон не мог, так как массы планет и Солнца в то время были не известны.
Впервые эта величина была определена в 1798 г. английским физиком Кавендишем с помощью прибора, называемого крутильными весами (рис. 57). Основной частью этого прибора было легкое коромысло с двумя шарами на концах, подвешенное на упругой проволоке. Рядом с ними неподвижно закрепляли два тяжелых шара. Под действием сил тяготения между этими шарами и подвешенными шарами коромысло поворачивалось на некоторый угол.
Зная величину этого угла, массы взаимодействующих тел, расстояния между их центрами и упругие свойства проволоки, Кавендиш рассчитал величину гравитационной постоянной:
Современное значение гравитационной постоянной
Силы всемирного тяготения самые универсальные из сил природы, так как действуют между любыми телами. Но из-за такой малой величины гравитационной постоянной силы тяготения являются значительными только для тел с очень большой массой, например для планет и других космических тел.
Если известен кинематический закон движения спутника какого-либо космического тела (планеты, звезды, кометы), то, используя закон всемирного тяготения и второй закон Ньютона, можно рассчитать массу этого тела. Так и были определены массы различных космических тел (рис. 58): Солнца, Луны, Земли, других планет и их спутников.
IVРешение задач. Приложение 1.
V. Домашнее задание: §9, упр. 8 (2,5).
Приложение 1.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.