План-конспект урока по физике в 9-х классах на тему: «Закон всемирного тяготения»

Страницы работы

4 страницы (Word-файл)

Содержание работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

«Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины»

ФИЗИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

План-конспект урока по физике в 9’в, 9’г классах на тему:

«Закон всемирного тяготения»

Составил студент-практикант:                                                             Кухаренко А.Ю.

Проверил учитель физики:                                                                   В.И. Ливанская                                                      

Гомель 2009

Цели:

Образовательная - изучить материал по новой теме «Закон всемирного тяготения».

Развивающая - развить умения обобщать, прогнозировать, развитие у учащихся практических навыков при работе с наглядным материалом.

Воспитательная - формирование и развитие у учащихся интересов, умений и навыков, творческой инициативы и активности.

Тип урока: комбинированный урок.

План урока

1.  Организационный момент.

2.  Проверка домашнего задания.

3.  Объяснение нового материала.

4.  Решение задач.

5.  Домашнее задание.

Ход урока

I.Организационный момент. Войдя в класс, поздороваюсь. Осмотрю свое рабочее место. Если это первый урок попрошу снять все стулья. Попрошу стереть с доски дежурных, если это необходимо. Отмечу отсутствующих. Запишу на доске дату и тему урока, домашнее задание.

II.Проверка домашнего задания.

Попрошу учащихся раскрыть свои домашние тетради. Пройтись и посмотреть выполнение домашнего задания. Отметить о выполнении и невыполнении домашнего задания.

III. Объяснение нового материала. «Закон всемирного тяготения»

В 1667 г. Ньютон сформулировал  закон всемирного тяготения.

Две материальные точки притягиваются друг к другу с силами, модули которых прямопропорциональны произведению масс этих точек и обратно пропорциональны квадрату расстояния между ними:

Рассмотрим 2 случая:

а) если размеры тел много меньше их расстояний, то эти тела можно рассматривать как материальные точки и расстояние мы берём от одной материальной точки до другой (рис. 56, а).

б) если тела представляют собой однородные шары массами  и , то в этом случае  — расстояние между центрами шаров (рис. 56, б).

Коэффициент пропорциональности  называется гравитационной постоянной (лат. gravitas — тяжесть).

Определить величину гравитационной постоянной на основании астрономических данных Ньютон не мог, так как массы планет и Солнца в то время были не известны.

Впервые эта величина была определена в 1798 г. английским физиком Кавендишем с помощью прибора, называемого крутильными весами (рис. 57). Основной частью этого прибора было легкое коромысло с двумя шарами на концах, подвешенное на упругой проволоке. Рядом с ними неподвижно закрепляли два тяжелых шара. Под действием сил тяготения между этими шарами и подвешенными шарами коромысло поворачивалось на некоторый угол.

Зная величину этого угла, массы взаимодействующих тел, расстояния между их центрами и упругие свойства проволоки, Кавендиш рассчитал величину гравитационной постоянной:

Современное значение гравитационной постоянной

Силы всемирного тяготения самые универсальные из сил природы, так как действуют между любыми телами. Но из-за такой малой величины гравитационной постоянной силы тяготения являются значительными только для тел с очень большой массой, например для планет и других космических тел.

Если известен кинематический закон движения спутника какого-либо космического тела (планеты, звезды, кометы), то, используя закон всемирного тяготения и второй закон Ньютона, можно рассчитать массу этого тела. Так и были определены массы различных космических тел (рис. 58): Солнца, Луны, Земли, других планет и их спутников.

IVРешение задач.  Приложение 1.

V. Домашнее задание:  §9, упр. 8 (2,5).

Приложение 1.

Похожие материалы

Информация о работе