Правовые основы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ГлаваII. Правовые основы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

2.1. Анализ системы регистрации

До 1992 г. государственная регистрация недвижимости в нашей стране практически не осуществлялась, да и законами не предусматривалась. Тем более не стоял на повестке дня вопрос о создании какой-либо единой системы, которая обеспечивала бы регистрацию различных объектов недвижимости единым органом в едином реестре. Основы гражданского законодательства Союза ССР и Республик1 впервые упомянули о государственной регистрации. Ст. 50 Основ содержала правило о том, что право собственности у приобретателя имущества по договору, подлежащего государственной регистрации, возникает только в момент регистрации договора. При этом норма о том, в каком случае договор подлежит регистрации и связано ли это с отнесением имущества к недвижимому, в Основах отсутствовала, хотя подразумевалась в первую очередь регистрация недвижимости и договоров, предметом которых является недвижимость. Равным образом не определялось и само понятие государственной регистрации, и те общие правовые последствия, которые должны быть связаны с ее введением.

Отдельные объекты недвижимости и сделки с ними традиционно подлежали регистрации в различных органах. К таким органам, которые осуществляли регистрацию и учет объектов недвижимого имущества до введения в действие Закона о государственной регистрации, относились органы технической инвентаризации (БТИ), комитеты по земельным ресурсам и землеустройству, комитеты по управлению имуществом, жилищные органы и другие.

Однако, как нам представляется, сохранение подобной структуры в отношении регистрации прав на недвижимое имущество было бы связано с большими затратами по информационному обмену между ведомствами. Это создавало бы определенные неудобства и для клиентов, которые вынуждены были бы обращаться для оформления документов к посредникам, что в свою очередь привело бы к значительному удорожанию процесса оформления прав на недвижимость и негативно повлияло бы на объем и скорость ее оборота.

В стране сложилась ситуация, когда субъекты РФ поручали регистрацию прав на недвижимость различным органам: там, где сильнее были органы Роскомзема, территориальные подразделения этого ведомства заняли главенствующее положение в отношении регистрации (например, в Новосибирске), в других областях функции регистрации взяли на себя БТИ и пр. Законодателям предстояло справиться с нелегкой задачей по четкому разграничению компетенций на федеральном уровне между ведомствами, чьи интересы затрагивались в данном случае.

В результате проделанной работы в конце 1993 г. была сделана попытка создания единой системы государственной регистрации

Похожие материалы

Информация о работе