Министерство здравоохранения Республики Беларусь
Учреждение образования
«Гомельский государственный медицинский университет»
Кафедра пропедевтики внутренних болезней
Обсуждено на заседании кафедры пропедевтики внутренних болезней
«02» февраля 2010
Протокол № 7
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Для проведения занятия со студентами
III курса
по пропедевтике внутренних болезней
Тема: Острые аллергозы. Диагностика, неотложная помощь.
Время: 3 часа
1. Учебные и воспитательные цели, мотивация для усвоения темы, требования к исходному уровню знаний.
1.1. Цель занятия.
Научиться на основании расспроса, объективного исследования и результатов лабораторных и специальных методов диагностировать острые аллергозы - крапивницу, отек Квинке, поллинозы и анафилактический шок. В этой связи особую роль приобретает отработка навыка сбора аллергологического анамнеза и знакомство с сутью и особенностями методов аллергологической диагностики.
1.2. Мотивация для усвоения темы.
Одной из характерных особенностей нашего времени является прогрессирующий рост числа больных заболеваниями аллергической природы. Каждый третий из живущих на земле хотя бы однажды в жизни перенес эпизод крапивницы. От 3 до 10 % населения планеты страдает бронхиальной астмой, 2-3 % жителей Европы и Северной Америки страдают поллинозами.
Аллергические заболевания привлекают к себе пристальное внимание не только в связи с их большой распространенностью, но и в связи с тем, что для них характерна мучительная симптоматика, а также в связи с опасностью для жизни ряда из них (анафилактический шок, приступ бронхиальной астмы, отек Квинке, синдромы Лайелла и Стивенса-Джонсона).
Указанные обстоятельства делают проблему диагностики аллергозов одной из наиболее актуальных в наше время.
1.3. Требования к исходному уровню знаний.
Студент должен знать.
1. Определение понятия «аллергия», суть аллергии как патологического процесса, типы аллергических реакций (по классификации Джелла и Кумбса).
2. Общие представления об аллергенах, вызывающих острые аллергозы (неинфекционные и инфекционные).
3. Особенности сбора аллергологического анамнеза.
4. Определение, этиопатогенез, клинику и диагностику крапивниц.
5. Определение, этиопатогенез, клинику, лабораторно- инструментальную диагностику отека Квинке и основные и основные принципы оказания неотложной помощи при отеке гортани.
6. Определение, этиопатогенез, особенности клинической и лабораторной диагностики анафилактического шока, принципы оказания неотложной помощи при этом состоянии.
7. Понятие о поллинозах, их клинические проявления и лабораторную диагностику. Принципы оказания неотложной помощи при поллинозах.
8. Общие представления о методах аллергологической диагностики.
Студент должен уметь.
1. Произвести целенаправленный расспрос и объективное обследование больных заболеваниями аллергической природы.
2. Составить план клинико-лабораторного обследования больных острыми аллергозами.
3. Диагностировать крапивницу, отек Квинке, анафилактический шок и поллинозы.
4. Оказать неотложную помощь при отеке гортани, анафилактическом шоке, поллинозе.
2. Контрольные вопросы из смежных дисциплин.
1. Аллергия как патологическая реакция системы иммунитета.
2. Типы аллергических реакций.
3. Медиаторы аллергических реакций и их биологическая и патологическая роль.
3. Контрольные вопросы по теме занятия.
1. Что такое аллергия? Какие типы аллергических реакций вы знаете?
2. Понятие об аллергенах (этиология острых аллергозов)
3. В чем заключаются особенности сбора аллергологического анамнез?
4. Какие вы знаете специфические методы аллергологической диагностики?
5. Крапивницы: определение, основы этиопатогенеза, клиники, диагностики, неотложная помощь.
6. Ангионевротический отек Квинке: определение, клинико-лабораторная диагностика, неотложная помощь при отеке гортани.
7. Поллинозы: определение, клинико-лабораторная диагностика, неотложная помощь.
8. Анафилактический шок: клиника, диагностика, неотложная помощь.
4. Практическая часть занятия.
1. Отработка методики сбора аллергологического анамнеза.
2. Отработка методики уточнения жалоб и проведения осмотра больных острыми аллергозами.
3. Неотложная помощь при отеке гортани, анафилактическом шоке.
5. Ход занятия.
В ходе занятия обсуждаются контрольные вопросы и отрабатываются практические навыки (см. п.4).
1. Определение аллергии. Типы аллергических реакций.
Основной движущей силой аллергических реакций является иммунологический механизм. В норме иммунологические процессы в организме протекают бессимптомно. Аллергическим называется такой иммунологический процесс, который сопровождается какими-либо патологическими проявлениями – отеком, спазмом гладкой мускулатуры полых органов, разрушением клеток (цитолизом), воспалением. Таким образом, аллергия – это иммунная реакция организма, сопровождающаяся повреждением собственных тканей.
Известны 4 основных типа аллергических реакций (согласно классификации Джейла и Кумбса):
I тип - анафилактические (реагиновые, обусловлены иммуноглобулинами Е);
II тип - цитотоксические;
III тип - опосредованные иммунными комплексами (иммунокомплексные);
IV тип - клеточные (замедленные, опосредованные Т-лимфоцитами).
2. Понятие об аллергенах (этиология острых аллергозов).
Основной чертой аллергических реакций является зависимость их проявлений от наличия аллергенов. При исключении контакта с аллергеном заболевание, индуцируемое им, как правило, прекращается.
Необходимо четко дифференцировать понятия ''аллерген'', ''гаптен'', ''антиген''.
Антиген – это всякое простое или сложное вещество, способное при попадании в организм запускать иммунную реакцию и специфически взаимодействовать с ее продуктами - антителами или рецепторами лимфоцитов.
Гаптен – это простое химическое вещество, способное вызывать иммунную реакцию только после соединения с другими веществами (носителями).
Аллергены – это антигены и гаптены, вызывающие аллергические реакции.
Основные группы аллергенов, вызываюших острые аллергозы:
1. Неинфекционные:
- бытовые - домашняя, библиотечная пыль, перо подушки;
- эпидермальные - шерсть и перхоть животных- кошек, собак, лошадей, коров, овец и др.;
- растительные – чаще всего пыльца растений, реже их листья, стебли, корни, семена;
- химические – промышленные, бытовой химии, лекарственные.
2. Инфекционные:
- грибковые - мицелий и споры;
- бактериальные;
- простейших;
- гельминтов;
- вирусов.
Пути поступления аллергенов в организм:
- ингаляционный;
- энтеральный;
- контактный;
- инъекционный.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.